В конце 2022 года федеральный образовательный центр «Сириус» составил рейтинг лучших 200 школ страны в области физики и естественных наук. Из Приморья в него вошло всего одно учебное заведение – МАОУ Лицей «Технический» города Владивостока (Ковальчука, 6). Его выпускники неизменно показывают в среднем более высокие баллы ЕГЭ по математике, физике, химии и информатике, чем другие школы. Также здесь поощряют участие в олимпиадах, в том числе дающих право на льготное поступление в лучшие вузы страны. Почему в муниципальное образовательное учреждение берут только мальчиков, как сюда поступить и за счёт чего качество образования остаётся таким высоким, выясняли корреспонденты Новостей VL.ru.
Почему только для мальчиков?
Этот вопрос – один из первых, который задают родители будущих абитуриентов. Если вкратце – так сложилось исторически.
«Это была идея на тот момент начальника отдела образования Ленинского района Великжаниной Нины Михайловны, – вспоминает директор лицея «Технический» Татьяна Киселёва. – Возможно, в основе идеи создания был образ Царскосельского лицея. Вообще практика раздельного обучения мальчиков и девочек была не только в Российской империи, но и в СССР. Из зарубежных примеров можно привести Итон (Лондон) – элитная школа для мальчиков. Как показала многолетняя практика, раздельное обучение оправдало себя. Это видно по результатам наших выпускников».
Новый лицей в 1990 году открылся в здании на Ковальчука, 6. Здесь до капитального ремонта и его перестройки исторически первой размещалась школа № 22, а затем была школа № 34. Цель, которую ставило краевое управление образования, – растить во Владивостоке инженерную элиту. Больше средств выделялось на реализацию учебного плана, особенно по физике и математике, а различные элективные курсы ребята проходили на базе механического факультета ДВПИ (ДВГТУ, ныне – ДВФУ). В целом этому математическому и естественно-научному профилю заведение не изменяет до сих пор, уже больше 30 лет.
«Нас регулярно спрашивают, а можно ли девочке поступить? Мы объясняем, почему нет, но всегда предлагаем варианты. После 9-го класса, как известно, можно менять школу. Если девочке нужен математический, естественно-научный профиль – в гимназии № 1 есть хороший математический класс, в 41-м лицее – химические классы замечательные. Разнообразие профильных классов, которых становится больше с каждым годом, нас радует. Ну а мальчикам, так сложилось, повезло чуть больше, им можно к нам», – разводит руками Татьяна Алексеевна.
Как поступить в «Технический»
Поступить в лицей могут ребята, окончившие шесть классов общеобразовательной школы. Когда изредка освобождаются вакантные места, попасть можно в 8-, 9- или 10-й класс.
Образование в муниципальном учреждении предоставляется бесплатно. Однако лицей имеет право устраивать конкурсные вступительные испытания и таким правом пользуется. Для поступления в 7-й класс проверяются знания по русскому и математике за 6-й класс. В первом случае это тест и сочинение, во втором – комплекс заданий базового и продвинутого уровня.
«Ежегодно к нам в среднем поступают 90 семиклассников, три класса. В прошлом году выпустили 91 девятиклассника и 78 одиннадцатиклассников. В этом у нас 89 человек в девятом классе и 83 в 11-м, – перечисляет Татьяна Киселёва. – В общем, берём ребят достаточно много, но и выпускаем немало. Хотелось бы набирать поменьше, тогда результаты были бы ещё выше. Но мы живём в таких реалиях – в этом отношении мы не сильно отличаемся от других городских школ».
Отличия заключаются в основном в реализации учебных программ. С самого начала углублённо изучаются физика и математика. В старшей школе (10-й и 11-й классы) ребятам предлагают технологический профиль (физика, математика и информатика) или инженерный (физика, математика и химия).
За счёт того, что за лицеем не закреплён микрорайон, сюда стремятся попасть ребята не только из Владивостока. Некоторые ездят из Надеждинского, Углового, Трудового.
«Есть семьи, которые переезжают во Владивосток, чтобы ребёнок учился у нас. Кстати, у нас только первая смена. Нам предлагали, в связи с большой востребованностью, сделать и вторую. Но я считаю такой формат неправильным – у ребят во второй половине дня должна быть возможность заниматься спортом, посещать другие секции или даже просто отдыхать», – отмечает директор.
О дисциплине и преподавании
По мнению Татьяны Киселёвой, практика раздельного обучения себя оправдала: «Можно применять технологии и приёмы, которые эффективны для работы именно с мальчиками. Для мужского архетипа характерен дух соревновательности, поэтому, например, хорошо работают индивидуальные опережающие задания и задачи повышенного уровня сложности».
Татьяна Корф, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, отмечает, что с дисциплиной в целом проблем нет.
«К нам поступают уже достаточно взрослые 12-летние юноши из других школ. С осознанием, куда они попали и для чего, – говорит завуч. – Конечно, мальчики есть мальчики. Все приходят в равных условиях, бывает борьба за лидерство, однако сама обстановка заставляет быстрее повзрослеть и заняться делом. Мы сразу даём понять, что тут очень серьёзное отношение к урокам, посещаемости, к опозданиям. Но и условия, с другой стороны, мы стараемся создавать для учёбы. И дети это видят. С родителями мы тоже плодотворно сотрудничаем, чувствуем их поддержку».
В лицее существуют переводные экзамены, которые сдаются по окончании каждого класса. Отчислять школьников по закону об образовании нельзя, но неуспевающим, «не тянущим» продвинутую физико-математическую программу рекомендуют выбрать другие программы для изучения. Таких в год набирается крайне мало, не больше 2-3 процентов.
«Мы долго «возимся» с каждым, даём возможность пересдать. Но если кто-то не тянет, ничего плохого в этом нет. Физико-математический профиль не для всех», – отмечает Татьяна Киселёва.
Справляются с учениками в основном преподаватели-женщины – картина, для большинства российских школ типичная. Среди самых заслуженных – председатель краевой экспертной комиссии по физике Людмила Гонтарь и заместитель краевой экспертной комиссии по математике Людмила Шпилёва.
«Раньше и директор мужчина был, и заместители. Но, увы, уходят они. Женщины, если про нас говорить, справляются с этим на долгой дистанции лучше, они более терпимые, – рассуждает Татьяна Киселёва. – Сейчас у нас пять мужчин-предметников. Среди них учитель по физкультуре (и самбо), преподаватели по информатике и физике. И мы всегда рады принимать к нам на работу мужчин-преподавателей. Я думаю, мальчики больше хотят, чтобы их мужчины учили, воспитывали».
Расслабиться между сложными уроками помогает спорт. На втором и третьем этаже ребята на переменах играют в настольный теннис и аэрохоккей.
«Это ор, эмоции, экспрессия всегда. Но мы с учителями тихо радуемся, что у ребят есть такая возможность выплеснуть энергию, в том числе отрицательную. Кстати, у нас в принципе спорт в почёте. Много лет работают секции по шахматам, баскетболу, волейболу, самбо. Раньше было даже фехтование – детям очень нравилось. Жаль, преподаватель ушёл», – говорит директор.
Куда и как поступают выпускники
Заместитель директора по научно-методической работе Ирина Урсакий не без гордости замечает: почти 100% выпускников выбирают дополнительными предметы по ЕГЭ согласно профилю – физику, информатику, химию. Средний балл высокий, а в год из стен лицея выходят несколько медалистов (в прошлом году их было 8). Много и губернаторских стипендиатов.
«У нас за всю историю ни разу не было, чтобы потенциальный медалист не мог набрать минимальный балл 70 по ЕГЭ, чтобы подтвердить медаль. У нас такие ребята всегда набирают 80, 90 и выше», – отмечает Ирина Урсакий.
Согласно статистике, после сдачи ЕГЭ выпускникам лицея баллов хватает, чтобы поступить в любой владивостокский вуз, однако почти треть уезжают – в Москву и Санкт-Петербург. С хорошими знаниями и баллами по ЕГЭ они устраиваются на бюджет в МГУ, Московский физтех (МФТИ), Московский авиационный институт (МАИ), Бауманку, Питерский политех и другие престижные вузы.
Поступить в такие образовательные заведения можно и благодаря победе на перечневых олимпиадах. Лицей такой способ всячески рекламирует учащимся.
«Чтобы было проще принять участие в некоторых олимпиадах (обычно нужно лично ехать в Москву), мы организуем отборы на нашей площадке, – уточняет заместитель по воспитательной работе Елена Власова. – Олимпиаду МИЭТ (Московский институт электронной техники) мы проводим третий год подряд, московского физтеха (МФТИ) – второй год подряд. Кстати, в этих олимпиадах и из других школ Владивостока парни и девушки могут принять участие. К сожалению, пока не получается сюда «вытащить» коллег из МГУ».
«В ДВФУ за последние 5 лет у нас, увы, снижение поступающих, – замечает Татьяна Киселёва. – Если в 2017 году после лицея туда отправились 76 выпускников, то в 2021 году – только 21. В краевом правительстве понимают, что с этим нужно что-то делать. Мы, например, сейчас реанимируем работу с ДВО РАН, чтобы больше ребят оставались в регионе и шли в нашу дальневосточную науку. Мне приятно, что Саша Зуев, наш выпускник, без пяти минут доктор наук, там работает. Хотя, конечно, наш самый известный выпускник сейчас в Москве – это лауреат премии молодых учёных Сергей Макаров. Когда президент вручал ему премию, он на всю страну поблагодарил родную alma mater. Это очень приятно».
Своими впечатлениями с корреспондентом Новостей VL.ru поделились и учащиеся «Технического».
Антон Епифанов, 10 «А»: «Я раньше учился в гимназии № 2. Не скажу, что там было плохо. Здесь просто не единицы, а даже обычные ученики хотят знать больше. Я не ожидал, когда поступал, что тут так серьёзно всё – буквально за полгода я очень сильно подтянул свой уровень математики. И только здесь я познакомился с олимпиадами».
Герман Новоходский, 11 «А»: «Я тоже из второй гимназии перешёл сюда. Слышал, что здесь какой-то высокий уровень в математике и естественных науках, но не очень понимал, что это значит. А когда пришёл, то самая большая разница, что я почувствовал, – сами ученики, которые сюда идут. Они, сама среда буквально заставляют учиться больше и лучше. Моя олимпиадная жизнь тоже началась с 7-го класса. Много участвовал, где-то даже побеждал, но олимпиаду в вузы, куда хочу поступить, пока не выиграл. Это ИТМО питерский, может, «Вышка» (ВШЭ). У «вышки» минимальный балл по ЕГЭ больше 300, без победы в их олимпиаде на бюджет туда не попасть. Ещё мне нравится, что здесь без проблем можно отпроситься на олимпиаду, в обычных школах это бывает проблематично».
Валерий Токарев, 11 «Б»: «До лицея я учился в школе с физкультурным уклоном. Было очень весело, конечно, но учёбе там уделялось процентов 5 времени. У нас там был классный учитель математики, благодаря этому я предметом и заинтересовался. По своей инициативе смог поступить сюда, в лицей. Первые впечатления были: непривычно, что я тут прям учусь (да и все вокруг), а не просто бегаю и играю. Правду Герман говорит, что окружение очень влияет. Ну и переводные экзамены между классами в тонусе держат».
Даниил Малахов, 11 «В»: «Учёба, конечно, занимает много времени. Но я успеваю ещё в баскетбол играть. Знаю, ребята по волейболу у нас сами занимаются ещё, без тренера, участвуют в соревнованиях. Я пока учился в лицее, смог в прошлом году окончить параллельно музыкальную школу № 2, пятилетку (гитара и дополнительно пианино). Было, конечно, очень сложно совмещать, но получилось. Сейчас, без второй школы такой, нагрузка поменьше».
Максим Барыленко (текст), Дмитрий Ефремов (фото)