В конце прошлого года на улицах Владивостока в полной мере заработали платные парковки (часть из них – ещё в конце ноября), и сегодня нарушителей активно штрафуют. В компании «Цифровое Приморье» уверяют: паркрайты курсируют вдоль синей разметки каждый будний день, с утра до вечера. Корреспонденты Новостей VL.ru решили присоединиться к очередному рейду и узнать, успевают ли «машины-контролёры» проехать маршрут за 15 минут, какая техника фиксирует нарушения и часто ли её пытаются обмануть горожане.
Начнём с того, что автомобили «Цифрового Приморья» внешне выглядят довольно неприметно. Внедорожник, который прокатил наших корреспондентов, был украшен бирюзовым узором и изображением небольшого фотоаппарата. Не каждый при первом взгляде поймёт, что за машина проезжает мимо. Правда, внимательный наблюдатель разглядит за лобовым стеклом достаточно крупный, а потому заметный, аппаратно-программный комплекс «ПаркРайт-МР» – эту технику производит московское ООО «Рекогна Индастриал». Судя по маркировке, «наш» паркрайт был изготовлен в 2021 году.
В целом такой скромный дизайн транспортного средства может объяснить, откуда пошло расхожее мнение о том, что паркрайты вовсе не курсируют по городу – возможно, их просто не видят. Специалисты «Цифрового Приморья» заверяют, что вдоль платных парковочных зон они перемещаются в течение всего дня и фиксируют большое количество нарушений – на момент публикации эта цифра уже составила 5232 (только зафиксированных нарушений, не штрафов).
Поездка с участием корреспондентов началась после полудня и прошла по сокращённому маршруту: Батарейная – Спортивная набережная – Тигровая – Пограничная – Батарейная. Всего такой путь занял около 9 минут при полностью свободных дорогах, на светофорах мы тоже не останавливались. Однако это лишь часть каждодневного маршрута, по которому следуют автомобили, оснащённые паркрайтами – полный обычно проходит через Суханова и Пологую.
Чтобы выявить нарушение, паркрайт должен засечь машину с неоплаченным «парковочным талоном» дважды на том же месте с интервалом минимум в 15 минут (первая четверть часа всегда бесплатна). Учитывая загруженность автомобильных магистралей города, можно сделать вывод, что уложиться во временной отрезок удаётся не всегда. Это подтвердил и представитель компании «Цифровое Приморье» Павел Васильев. Весь путь, по его словам, занимает максимум 15-16 минут при обычном движении, но в час пик максимальное время прохождения полного маршрута может достигать 20-25 минут.
Во время парковочного рейда, пусть и сокращённого, нам удалось понаблюдать за тем, как паркрайт пристально изучает стоящие вдоль улиц автомобили. На экране регистратора моментально отображается госномер (фото и «расшифровка»), время стоянки и процент точности распознавания номеров машин. Все эти данные примерно раз в час аппарат загружает в систему, которая определяет, оплачена парковка или нет. Если парковка не была оплачена, данные передаются в административную комиссию, которая и принимает решение о назначении штрафа. Он составляет, напомним, 1500 рублей.
А в случае, если номера у припаркованной машины нет, или его видно плохо, данные об автомобиле позже передают в ГИБДД. Каков дальнейший алгоритм выявления нарушителей, сотрудники «Цифрового Приморья» не поясняли. Так или иначе, во время поездки вдоль платных парковок мы не встретили ни одного автомобиля с закрытым тряпкой госномером и только одну машину, у которой он отсутствовал.
Важно отметить, что в паркрайте фиксируются и госномера машин, припаркованных на местах для инвалидов – хоть их нельзя отнести к платным парковкам, нарушителей выявляют и в этих случаях. Штраф не придёт, если статус инвалида (или лица, которое его перевозит) будет подтверждён на «Госуслугах» и отображается в соответствующем федеральном реестре. Если же подтверждения нет, то наказание будет более ощутимым – 5000 рублей. При этом авто, припаркованные на бесплатных местах у спорткомплекса «Олимпиец», тоже отображались в паркрайте, но без указания времени стоянки.
Одна из причин получения штрафа за парковку – обычная невнимательность водителей. После окончания поездки мы пообщались с автолюбителями на Батарейной, которые остановились прямо напротив знака платной парковки. В ходе разговора выяснилось: сам знак они заметили, но при этом якобы не знали о том, что платный паркинг уже работает по городу, а за нарушения штрафуют. Отметим, через приложение «Цифрового Приморья» у горожан оплатить стоянку не получилось, однако удалось сделать это через паркомат.
«Всего на сегодня зафиксировано 34 528 фактов пользования платными парковочными местами, из них – только 5232 нарушения. То есть в процентном соотношении не оплачивает парковку примерно 15% зафиксированных автолюбителей. Относительного общего числа это не так много, но всё равно хочется донести до людей важность оплаты парковки», – рассказал представитель компании «Цифровое Приморье» Павел Васильев. Он также отметил, что проще заплатить 50-100 рублей за парковку и спокойно идти по своим делам, чем рисковать отдать 1500 рублей и вдобавок переживать из-за этого.
Напомним, для того, чтобы оставить машину на парковке, нужно оплатить необходимое количество часов стоянки сразу, в течение первых 15 минут. Если оплатили больше, чем простояли по факту, деньги за полный час система автоматически вернёт на карту вашего банка (например, оплатили три часа, а простояли всего два), но только при оплате через мобильное приложение «Цифровое Приморье». Некоторые банки могут возвращать средства и в течение нескольких дней. Платной парковка вдоль улиц Владивостока является только с 8:00 до 19:00 и только в будние дни.
Также в компании отметили, что администрация Владивостока недавно перезаключила договор с Почтой России, и скоро горожанам начнут приходить «письма счастья» с иллюстрациями: фотографии вместе со штрафами.