Весь минувший год Владивосток активно благоустраивали. В городе появились новые (или обновились прежние) площадки, которые подходят для прогулок, занятий спортом, детских игр и многого другого. Работы на всех этапах – от исследования местности, выбора архитекторов и общения с горожанами до представления готовых проектов – проводила и контролировала Дирекция общественных пространств Владивостока. Её руководитель Артур Шибаров рассказал корреспондентам Новостей VL.ru об итогах года, планах на будущее и особенностях городского благоустройства.
– Артур, начнём с итогов. Что Дирекция общественных пространств Владивостока успела сделать в этом году?
– Мы выполнили 15 крупных проектов по пяти основным программам: трём федеральным, одной региональной и ещё одной – в сотрудничестве с ТОСами. Вместе с последними мы благоустроили детскую площадку на Добровольского (район Тихой), спортивную – на Пацаева (также район Тихой), зону для выгула животных на Полевой (Эгершельд) и место отдыха в «Грин Парке» (Садгород).
В 2022 году мы провели 18 проектных семинаров – это разговор горожан с горожанами, в котором мы выступаем модераторами или операторами. Их задача – договориться друг с другом и дать нам конструктивную обратную связь по поводу проектов благоустройства общественных пространств, созданных архитекторами. Предложения от жителей мы принимаем в работу и используем при формировании техзадания.
Мы продолжаем работы в парке культуры имени Сергея Лазо. В конце года у нас образовалась экономия бюджетных средств, поэтому решили увеличить площадь покрытия на две тысячи квадратных метров. Благодаря этому в ушедшем году мы выложили новую брусчатку в парке на площади порядка пяти тысяч квадратных метров. Также на этой территории мы предусмотрели места под памятники, уже залили постаменты. В случае, если, например, в городе появится памятник под снос, мы сможем его туда перенести.
– Помимо непосредственно благоустройства, какие ещё работы удалось провести?
– Мы организовали тридцать крупных мероприятий, которые, по нашим подсчётам, посетили около 250 тысяч человек. Самым ярким событием стал новогодний городок на площади Борцов Революции. Также мы устраивали кинопоказы под открытым небом, когда транслировали фильмы на пилон Золотого моста. А на пляже Ахлёстышева провели городской праздник, в рамках которого поставили два рекорда – на самый длинный шашлык и самое большое блюдо в казане.
Также продолжается работа по внедрению интеллектуальной системы видеонаблюдения – она не только анализирует количество посетителей (к слову, в прошлом году на наших общественных пространствах побывали почти полтора миллиона человек), но и помогает нам в наблюдении за территориями. В том числе с её помощью мы предотвращаем акты вандализма и хулиганства, контролируем качество уборки и следим за общим состоянием участков. Например, во время снегопада мы смотрели, какие территории нужно расчистить в первую очередь. На сегодняшний день к системе видеонаблюдения «Умный сквер» подключено порядка 25 территорий, около трёхсот камер уже функционируют.
Одним из главных своих достижений мы считаем то, что нам удалось активировать бизнес на общественных пространствах. Благодаря участию предпринимателей у нас появилась «Кафема» в сквере на Авангарде, фуд-траки, павильоны с сап-оборудованием, велопрокат и точки по продаже мороженого на пляже в бухте Ахлёстышева. Также на острове Попова в зоне пирсов мы построили комплекс павильонов, у которых сейчас появился хозяин. Активность бизнеса стала дополнительным стимулом для того, чтобы посетить территорию и воспользоваться услугами, которые она предлагает.
– Какие территории удалось благоустроить в этом году? Начнём, пожалуй, с федеральных программ.
– По программе «Комфортная городская среда» мы реализовали два проекта, и ещё три получили своё продолжение. На сопке Бурачка завершили работы по обустройству смотровой площадки, поставили туда детское оборудование и общественные туалеты, дооснастили территорию зонами отдыха, установили там скамейки и урны. Кроме того, мы продлили набережную Татарки, установили оборудование на спортивной и детской площадках. На последней, кстати, появился самолёт – это отсылка к тому, что раньше здесь располагался аэродром. Также выполнили второй этап работ по благоустройству набережной Второй Речки. Здесь появились парковка и амфитеатр – в итоге получилась красивая зона отдыха, где можно любоваться закатами и приятно проводить время.
Набережная на Татарской
В рамках федеральной программы мы реализовали проект сквера с китами. На месте знаменитого китёнка появился навес с качелями. Также на территории мы посадили ёлку, которую местные жители по собственному желанию украсили к Новому году. Наша задумка на это и была рассчитана – очень радует, что территория живёт, притягивает людей и пользуется большим спросом у населения.
– Расскажите подробнее про программу «1000 дворов Дальнего Востока». Знаю, что вы использовали необычный подход для её реализации...
– В программе «1000 дворов Дальнего Востока» по линии Дирекции общественных пространств приняли участие 57 домов – мы благоустроили пять территорий. Кроме того, мы разработали концепцию и решения для двух территорий, которые находятся под ведомством управления содержания жилищного фонда. К реализации программы мы подошли экспериментально, комплексно: рассматривали дворовые пространства как точку притяжения, общественное ядро для близлежащих домов. Здесь важно было учесть все пожелания конечных пользователей, в то время как на крупных территориях – например, в скверах и парках – у нас шире возможности, там мы отталкиваемся от мнения большинства.
В итоге по программе «1000 дворов Дальнего Востока» мы благоустроили большую площадку на Окатовой, где появились закольцованная прогулочная зона, детское оборудование и соседский центр – место, где жители домов могут собираться и обсуждать свои насущные проблемы или просто проводить время вместе.
Дворовой сквер на Окатовой
Также мы реализовали комплексный подход в районе улицы Успенского, 12. Здесь получилась большая насыщенная площадка, на которой появились и спортивная зона, и многофункциональное поле, которое можно использовать для проведения дворовых соревнований. Кроме того, мы обновили всеми любимый парк «Солнышко» – здесь была организована большая событийная площадка и обновлено покрытие на футбольном поле.
На Добровольского мы объединили федеральные средства с местными: здесь нам как раз удалось посотрудничать с ТОСами. На площадке мы поставили детское оборудование, навес, а также смонтировали новые лестницы, обновили освещение и установили камеры видеонаблюдения. Кроме того, комплексное благоустройство мы реализовали на территории в районе улицы Карбышева. Здесь появился парк-трек, много лестниц, видовые площадки, зоны для выгула собак, места отдыха, а также подходы к детскому саду и школе.
– А что делали за счёт местного финансирования?
– По губернаторской программе «1000 дворов» мы благоустроили три общественных пространства. Так, в сквере Первой Маёвки появилась видовая площадка. Само же пространство превратилось в зону променада, где можно заодно позаниматься спортом. А ещё, по запросу жителей, мы организовали на территории площадку для выгула собак. Также мы благоустроили Некрасовский сквер. Это важный участок на карте города, поэтому основная наша задача заключалась в том, чтобы привести его в надлежащий вид, обновить покрытия и освещение и установить малые архитектурные формы.
Кроме того, по региональной программе мы обновили территорию в районе улицы Ульяновская, 8. С юридической точки зрения, это была сложная площадка – долго решался вопрос с правовым статусом земельного участка. На сегодняшний день все работы там завершены. С одной стороны, получилась хорошая транзитная зона, с другой – площадка, где можно отдохнуть или поиграть с детьми.
За счёт бюджета Владивостока мы выполнили работы на пяти общественных пространствах. В частности, обновили лестницу на площади Борцов Революции, сейчас завершаются работы в парке Минного городка, где появится детский велотрек. Кроме того, мы очистили пляж в районе бухты Аякс – очистили его от незаконных застроек, мусора, провели санитарную обрезку деревьев.
– Вы также начали обновлять набережную Спортивной гавани. Какая основная идея проекта?
– Открыть город морю. Первым делом при проектировании приняли решение убрать массивные ограждения, сделать их облегчёнными, убрать опоры освещения от линии, которая ближе к морю расположена, и перенести их в сторону города. Также у нас на набережной появились две трибуны, которые будут служить как спуском к морю, так и местом, где можно будет посидеть. Также мы воплотили скрытую систему водоотведения: больше не будет классических больших решёток, которые улавливают воду. И полностью обновили брусчатку. У всех есть вопросы – вернутся ли лапы тигра? Отвечаем: они уже вернулись, их обновили, смонтировали и установили, горожанам за это опасаться уже не стоит.
Набережная Спортивной гавани
– Какие территории в минувшем году оказались самыми сложными?
– Для себя мы определили две такие территории. Первая – это площадка в районе улицы Карбышева. Трудности были связаны с организацией парковки (машины ставили прямо под домами, что мешало проезду спецтехники) и особенностями рельефа, поэтому нам приходилось в ходе реализации проекта менять какие-то решения. Вторая территория – парк отдыха имени Сергея Лазо. Он отрезан от города Транссибом, и нам пришлось провести довольно большую работу с РЖД для того, чтобы получить разрешение на временный переезд.
– Год в целом для всех выдался сложный. Отразились ли как-то экономические и политические проблемы на городском благоустройстве?
– В этом году нам действительно пришлось менять поставщиков, потому что всё детское оборудование опоздало по срокам. Даже если оно производилось в России, мы получали письма о том, что комплектующих к детскому оборудованию – всевозможных крепежей, закладных деталей – нет в России, и поставщики их обходными путями привозят. Например, само дерево есть, а деталей нет. Также была сложность с электрикой. Многие производители ушли с российского рынка, поэтому нам оперативно приходилось искать аналоги. В том числе вопрос был по видеокамерам. Но на сегодняшний день проблем с поиском аналогов у нас, к счастью, не случилось. Мы с коллегами смогли оперативно эти вопросы отрегулировать, поэтому всё задуманное удалось воплотить.
– Что планируете делать в нынешнем году?
– На нынешний год у нас запланировано благоустройство двух территорий по программе «1000 дворов» – на улицах Ильичёва (проспект 100-летия Владивостока) и Лермонтова в посёлке Трудовое. Также Юрий Петрович Трутнев анонсировал продолжение программы «1000 дворов Дальнего Востока». На сегодняшний день мы с коллегами отрабатываем перечень территорий, которые войдут в благоустройство. Так как комплексный подход доказал свою эффективность, мы планируем продолжить работу в этом направлении, но, вероятнее всего, будем делать это с рейтингованием, потому что поступает очень много запросов от желающих зайти в эту программу.
Детская площадка в парке «Солнышко»
Кроме того, в прошлом году 50 тысяч горожан приняли участие в онлайн-голосовании, с помощью которого мы определили, какие территории будем благоустраивать в 2023-м. Всего участвовало 10 территорий, победителями стали три из них – это сопка Орлиное Гнездо, парк в Снеговой Пади и озеро в районе Сафонова (Тихая). Также продолжим благоустройство второй очереди парка Лазо.
– Какие вообще существуют этапы благоустройства? С чего всё начинается?
– Когда определена территория, мы выезжаем на место с пулом проектировщиков. Изучаем местность, особенности рельефа, флоры и фауны, смотрим, какие там уже сформированы пешеходные связи. Вторым этапом обязательно исследуем историю этого места для того, чтобы воплотить его дух; делаем запрос о наличии памятников – объектов культурного наследия, проводим геодезические и геологические исследования. А параллельно запускаем онлайн-опросы в двух частях. Они бывают открытые, принять в них участие могут все, ограничений по возрасту нет, главное – уметь пользоваться компьютером.
Следующий этап – это отчёт, в котором расписано, что нравится или не нравится людям. Мы передаём результаты выигравшему по итогам торгов проектировщику, после чего или идём вместе с ним ещё раз исследовать территорию или уже предлагаем людям на обсуждение готовые идеи. Затем проходят проектные семинары, результаты которых мы собираем в отчёт. Это помогает проектировщику увидеть свои недочёты. Если во время обсуждения возникли какие-то сложности в коммуникации, мы собираемся два-три раза. Так было в сквере Комсомольцев, на набережной Второй Речки, сопке Бурачка и на других территориях. Но с каждым годом обсуждения становятся всё лучше.
Обсуждение будущего благоустройства сопки Орлиное Гнездо
– В чём это выражается?
– Люди понимают, зачем их приглашают. Первые и нынешние опросники – небо и земля. В первых, которые касались больших центральных территорий, участвовали максимум пятьдесят-сто человек. При этом горожане отвечали, что им ничего не интересно, что они не хотят никакого благоустройства. Сейчас процент таких людей минимален, а количество тех, кто участвует в онлайн-голосовании, растёт. Это говорит о том, что выстраивается конструктивный, доверительный диалог между жителями и органами власти. Конечно, мы не все обращения можем учесть, потому что у нас есть ограничения по нормативам, ГОСТам, есть нецелесообразные вещи, которые узко понимают только профессионалы и проектировщики.
При этом мы перестали обсуждать цвет, форму и внешний вид, как это было первые два года. Сейчас мы перешли в другой формат. Люди понимают, что задача архитектора – сделать красиво. Если у него что-то не получается, наша задача сопроводить, поддержать, проконсультировать и направить. Мы каждый этап проверяем. И у нас есть объекты, которые нет смысла обсуждать с жителями. Например, лестницу на площади – это технологический проект. Или благоустройство набережной Спортивной гавани.
– Зачем вообще нужно благоустраивать территории? Что это даёт людям?
– Важно, что появление новых современных комфортных пространств со временем формирует новые правила поведения. Потому что человек, приходя в новый ухоженный сквер, подсознательно уже не хочет мусорить. У нас примерно на 15-20 процентов сократились случаи вандализма и хулиганства. Совсем мы от этого не ушли, но нас радует, что этот показатель меняется в лучшую сторону.
– А есть ли такие территории, которые невозможно благоустроить?
– Современные решения позволяют благоустраивать практически все пространства. Взять ту же сопку Бурачка – пару лет назад никто и подумать не мог, что с ней можно что-то сделать без абсолютного вреда для неё. Но нам удалось воплотить эту историю в жизнь. Есть и решения, которые позволяют проводить работы даже на болотистой местности.
Видовая площадка на сопке Бурачка
Но существует большой блок вопросов, которые не стоит обделять вниманием – это юридический статус земельных участков. Есть ограничения по правообладателям, наложены какие-то санитарные зоны, или, например, проходит ЛЭП – это мы тоже анализируем и принимаем решение, есть смысл туда вообще заходить или нет. Но важно, что мы никогда не выносим территорию на обсуждение, не изучив её правовой статус. А вот физические особенности территории нас уже не пугают.
– Что ещё мешает благоустройству?
– Самое главное – ограниченность возможностей бюджета. У нас чек-лист ожидания объектов расписан до 2024 года точно. Также есть сложности с нехваткой сетей и дорог. И нужно учитывать, что даже если на благоустройство будут выделяться баснословные деньги, мы должны понимать мощности и количество как производителей, которые могут в сроки поставить и реализовать нужное нам оборудование, так и подрядчиков, готовых взяться за запланированные нами работы. Здесь важна готовность всех звеньев в этой цепочке к такому объёму финансирования.
Но в целом на сегодняшний день мы считаем, что у нас и качество благоустройства растёт, и количество. На мой взгляд, симбиоз достигнут – и это радует.