После открытия в конце декабря набережной Спортивной гавани горожане и гости Владивостока устремились на обновлённую прогулочную зону, успешно пережившую масштабную реконструкцию теплотрассы. Однако увиденное понравилось не всем. Главная претензия со стороны критиков заключается в том, что балюстраду из мраморных перил и балясин заменили на облегчённую железную конструкцию с цепями, которая выглядит не так величественно и нарядно. Проектировщики утверждают, что старые ограждения хотели сохранить, но в итоге лишь выявились их существенные недостатки. Среди плюсов горожане отмечают больший простор – набережная расширилась визуально и фактически.
Напомним, к концу декабря прошлого года здесь обновили брусчатку, смонтировали новое ограждение и обустроили два спуска к береговой линии, которые можно будет использовать в качестве амфитеатров. Также здесь установили новые скамейки, урны, обустроили зону для велопарковки, заменили все опоры уличного освещения и перенесли их с променадной части у моря. Так стало больше места, появился обзор в сторону кинотеатра и Юбилейного пляжа. Расширилась набережная и благодаря тому, что строители убрали занимавшие часть пешеходной части старые выходы с моря. Полукруглые гранитные клумбы, которые обрамляли одну из сторон прогулочной зоны, тоже ликвидировали – там не только отдыхали горожане, но и размещались предприниматели-увеселители с их «мини-аттракционами».
Сегодня, 9 января, корреспонденты Новостей VL.ru пообщались с посетителями Спортивной набережной, и люди поделились своими впечатлениями об обновлённой общественной территории – многие из опрошенных впервые пришли сюда после реконструкции. В целом мнения горожан разделились: одни участники видеоблица считают, что набережная изменилась к худшему, но другие уверены, что она лишь похорошела.
Так, многим владивостокцам не нравятся новые ограждения – Спортивную как будто «обтянули цепями». При этом один из опрошенных мужчин верно припомнил, что в прошлом со старого парапета часто отваливались плитки облицовки. Практически единодушно все хвалили оборудованные спуски к морю. Кто-то отмечал, что на набережной стало просторнее, другие посчитали, что в этом просторе чего-то не хватает.
«Больно утилитарное, пустое место стало. Неуютное. И фонари где наши красивые? Какие были фонари у нас – их же на открытках, на видах [Владивостока изображали]. Куда они делись? Вот эти «карандаши» поставили», – отметили Владимир и Татьяна.
Правда, подытожил наш опрос мужчина, который отметил, что полностью реконструкция не завершена (как минимум осталось закопать электрические провода у фонарных столбов), и вдобавок внешний вид сейчас подпортила зима – красоту он надеется увидеть этой весной.
По словам руководителя архитектурного бюро Concrete Jungle Феликса Машкова, при проектировании новой набережной эксперты в первую очередь как раз задумались о сохранении каменной балюстрады, но в итоге приняли другое решение.
«Мы считали, что неправильно сносить хорошую вещь, – вспоминает Феликс Машков. – Но стали смотреть, и оказалась проблема в том, что сделана эта вещь в целом-то плохо. В некоторых местах балясины выпадали – это если не говорить об облицовочной плитке со стороны моря. Основная ошибка тех, кто делал набережную 10 лет назад, [заключалась] в том, что изделие (камень), которое может потенциально служить 500 лет, было установлено на элементы, которые в лучшем случае прослужат лет 15. Я говорю о металлических штифтах из чёрного металла, на которые крепили балясины. То же самое и с облицовочной плиткой, и с фонарями – они не были оцинкованы, просто покрашены, изнутри они насквозь проржавели».
Когда стало понятно, что без сноса старых элементов не обойтись, в создании внешнего вида набережной Спортивной гавани за основу решили взять решения, уже применённые Concrete Jungle на двух пирсах около СК «Олимпиец». Если говорить про ограждения, они в целом выглядят так же – облегчённые конструкции, цепи у земли и посередине.
«По поводу внешнего вида набережной опросы [мнений горожан] не проводились, – уточняет Феликс Машков. – Обычно общественные обсуждения устраиваются, когда нужно что-то решать с функциональными моментами на территории. А архитектурное видение – на совести архитекторов. Поскольку пирсы горожанам понравились, по оформлению в этом же русле мы и мыслили… Однако я хочу подчеркнуть, что у нас ноль нефункциональных решений по принципу «я художник, я так вижу». Мы делали всё, исходя из основных функций этой территории – набережная должна быть просторной, давать обзор на море и город, возможность удобно спускаться к воде и взаимодействовать с ней».
Чтобы воплотить задуманное, как мы уже упоминали, архитекторы предусмотрели перенос опор освещения, ликвидацию клумб и «сглаживание» выходов со стороны моря. Следуя той же логике, сделали и ограждения – вместо массивной балюстрады установили гораздо меньшие по размеру конструкции. Материалы, использованные в обустройстве набережной, уверен Феликс Машков, будут гораздо более долговечными. На спусках к воде – гидротехнический бетон высокой марки, ограждения – нержавеющая сталь. Скамьи из дерева, но по окончании срока эксплуатации потребуется только новый брус – вся крепёжная система тоже из нержавейки.
Более функциональным, по задумке авторов проекта, должен стать и водоотвод – раньше после дождя (или масштабного порыва магистральной теплотрассы) вода во многих местах не доходила до ливневых решёток. Для решения проблемы здесь оборудовали щелевой лоток с уклонами по всей длине, так что если кому-то кажется, что Спортивная набережная стала менее ровной – это было сделано преднамеренно.
«У набережной появился простор. В чём-то пространство стало работать как у набережной Цесаревича – там люди стоят у ограждений, прогуливаются, а некоторые катаются на самокатах. При этом места всем хватает. В старом варианте в нескольких местах [на Спортивной набережной] было сужение вплоть до трёх метров. Пространство было нефункционально – банально сложно было разойтись. Это и гранитные клумбы, и выходы с лестниц от моря. Достаточно сказать ещё, что фигура тигрят (которые обязательно вернутся, но позже) стояла на теплокамере. После кропотливой работы и с сетевиками, и с подрядчиками мы её убрали. У нас получился проход шириной не менее 10 метров».
Отметим, здесь была сохранена «Тигриная тропа» – металлические пластины в самой пешеходной зоне, на которых изображены отпечатки лап тигра, названия стран обитания и численность краснокнижных хищников в них. В будущем (при условиях выделения финансирования) на территории появятся навесы, качели, новое озеленение, в том числе хвойными растениями, и малые архитектурные формы. А на месте круглой клумбы рядом с проходом к фудкорту сделают маленький сквер – именно сюда и поставят тигрят, по которым уже скучают владивостокцы.