Новости Владивосток

Поток бесконечных обещаний: чего жители Владивостока так и не дождались в 2022 году

В минувшем году во Владивостоке произошло знаменательное событие: спустя 10 лет после первоначального срока открыли один из двух «Хаяттов», оставив шутки об этом долгострое в прошлом. Однако хочется, чтобы обещания сбывались не на половину, а полностью и вовремя. Тем более, что много и разного нам фантазируют каждый год. А проходит срок – и где рыбный рынок, где многоярусные парковки, где трасса в объезд Шкотово? Давайте сейчас вспомним, что напрасно обещали сделать в 2022 году в Приморье и какие шансы теперь на выполнение этих обещаний.

Развязка на Зелёном Углу

Хорошую идею соединить улицу Нейбута с трассой Седанка – Патрокл через новый микрорайон Зелёный Угол озвучили несколько лет назад. В прошлом году мэр сказал, а в этом его зам повторил, что строительство транспортной развязки в районе Зелёного Угла планируют начать в 2022-м. С ней с самого начала что-то пошло не так. Уже готовый проект упёрся в какой-то гараж, в военные ограничения, всё пришлось переделывать. С подрядчиком разорвали контракт, нужна была повторная экспертиза, подтверждение финансирования. В общем, строительных работ пока так и не увидели. Тем временем уже начали проектировать и дорогу к этой развязке. Документы должны были подготовить к середине декабря, но пока про них ничего не слышно.

Школы на Зелёном Углу и Патрокле

И раз уж мы тут, на Зелёном Углу, вспомним и ещё одно обещание: запустить детсад и начать строить школу. Садик заработал, новый и очень красивый, вопросов нет. А вот под школу только получили земельный участок. Ни о каком строительстве пока нет и речи. В конце года мэр города сказал, что школу хотят построить при государственно-частном партнёрстве, но проекта ещё нет, есть только жгучее желание инвестора-застройщика. Видимо, того самого, который задумал построить здесь 30-этажный город.

Ещё интересней ситуация с первой школой в районе Патрокла. Образовательное учреждение на 1275 мест первоначально рассчитывали достроить за 1,9 млрд рублей к концу 2022 года. Однако уже после подписания контракта срок сдвинули на март 2023-го, а в сентябре стало понятно, что строить будут до конца 2024 года. Стоимость работ возросла до 2,9 миллиарда.

Многоярусные парковки

Хорошо помним обещание открыть многоуровневую парковку на Верхнепортовой на 96 машино-мест до конца марта. Причём это далеко не первая дата. Хотели её сдать ещё в сентябре 2021 года, потом перенесли на октябрь, а потом на первый квартал 2022 года. Когда в апреле она снова не заработала, какие-либо сроки вообще перестали называть. Вроде бы при тестировании были выявлены недочёты, которые не позволили ввести её в эксплуатацию вовремя. На устранение дефектов выделили ещё денег, и общая стоимость парковки приблизилась к 428,4 млн рублей.

Под самый конец года появилась новость, что за пользование парковкой утвердили тарифы: за стоянку здесь днём придётся платить 50 рублей в час, а за всю ночь – 150 рублей. Но когда парковка наконец заработает, всё ещё не уточняется. Уже и платные парковки вдоль улиц даже запустили, так что целесообразность многоярусной теперь очень сомнительна. А про остальные модульные парковки никто, похоже, и не вспоминает больше.

Сервисы «Цифрового Приморья»

Раз уж вспомнили про платные парковки вдоль улиц, давайте и на них остановимся. Чего бы нам это ни стоило. Да, будем честны, проект заработал в 2022 году и полноценно проработал целых два дня! Практически никто этого не заметил, но формально – зачёт. Но, во-первых, по концессионному соглашению стартовать он должен был в апреле. А во-вторых, «Цифровое Приморье» – это сразу 30 различных сервисов: от турникетов в школах до беспилотников в воздухе. И похоже, не всё успели запустить в 2022-м.

По последней на данный момент информации, турникеты и карты учащихся появились не во всех школах. Остановочные павильоны установили, но не всё оборудование для них успели поставить. Туристические киоски-монолиты вроде подсвечивают городские улицы своими сенсорными экранами, но основные обещанные функции всё ещё не поддерживают и выглядят бесполезными. Комплексы весового контроля на дорогах края выявили нарушения уже на миллиарды, по-прежнему взвешивая большегрузы в тестовом режиме. Ну и так далее. Собственно, руководитель проекта Станислав Журавлёв в начале декабря и сам признавался, что успели не всё: какие-то сервисы обещал полноценно запустить до конца года, а некоторые – в начале следующего. Так что место в нашей подборке заслуженное.

А ещё Журавлёв абсолютно серьёзно пообещал, что скоро жители Владивостока будут летать в аэропорт по воздуху на беспилотном аэротакси. Вот это будет событие. Правда, сроки не стал называть, на всякий случай.

Рыбный рынок

А вот ещё один наш старый знакомый, обладатель статуса мема. Начать строительство рыбного рынка на берегу Золотого Рога между вантовым мостом и набережной Цесаревича обещали в феврале 2022 года. Об этом говорил глава агентства по рыболовству Приморья Валерий Корко, утверждая, что вопрос по земле уже решён. Инвестор, резидент свободного порта ООО «Фар Лайн ДВ», принадлежащий депутату Сергею Слепченко, обещал вложить 2,7 млрд рублей. А к весне проект пятиэтажного рыбного рынка согласовало Росрыболовство. Но мем должен оставаться мемом. И вот уже в концепции города Спутник появился свой «рыбный рынок», а в самом Владивостоке нет и намёка на стройку. Кстати, о Спутнике. Концепцию за 370 млн рублей должны представить к апрелю 2023 года, а первые объекты построить к 2025-му, так что пока это тема не нашего обзора.

Центр ядерной медицины

Слышали ли вы про открытие во Владивостоке в 2022 году Центра протонной терапии рака? Вот и мы не слышали, а ведь его анонсировали четыре года назад и даже соглашение заключили администрация Приморского края в лице тогда ещё губернатора Андрея Тарасенко и госкорпорация Ростех, на площадке ВЭФ. А мы же знаем, что на ВЭФ подписывается – обязательно исполняется. Правда, годом ранее, на ВЭФ-2017, соглашение о создании на Русском острове Центра ядерной медицины подписал вице-губернатор Павел Серебряков, его запуск планировали в 2020-м, и тоже дальше заявлений о намерениях дело не пошло. А на ВЭФ-2015 Миклушевский что-то обещал построить до 2017 года...

Вообще тема ядерной медицины для Владивостока больная. Уже трудно и вспомнить, кто там и что обещал. Даже нынешний губернатор Олег Кожемяко уже дважды что-то подобное анонсировал. Ядерный центр для обследования и лечения онкологических больных на Русском с мощным циклотроном он планировал начать строить в 2019 году и в течение двух лет его закончить. А в октябре 2021 года он же пообещал построить ПЭТ-центр уже на улице Русской рядом с краевым онкоцентром и снова дал себе на это два-три года. На Русском острове теперь обещают построить супермощный синхротрон за 12 миллиардов, причём первые 1,5 млрд рублей, вроде как, должны были выделить уже в 2022-м.

Что касается потенциальных пациентов центра ядерной медицины, то они по-прежнему проходят диагностику на препаратах, которые возят самолётами из Хабаровска.

Городские эвакуаторы

После циклотронов и синхротронов даже как-то неловко продолжать, но давайте спустимся на грешную землю и вспомним несколько локальных обещаний. В январе глава города Константин Шестаков заявил, что для борьбы с автохамами мэрия планирует создать городскую службу эвакуаторов. Дескать, так эвакуацию автомобилей, нарушающих правила парковки, можно было бы проводить более оперативно. Правда, сроки не назывались, да и актуальность с появлением платных обочин, вероятно, снизилась.

Реновация Голубиной Пади

Кормят обещаниями даже застройщики. В 2022 году мы рассказали и даже показали, как будет выглядеть Голубиная Падь после реновации. Проект гордо именуется «Квартал литераторов», хотя это не какой-то официальный ЖК, а результат устной договорённости нескольких застройщиков. Да, сносить частный сектор и строить многоэтажки будут разные компании, и как минимум две обещали начать стройку уже в 2022 году – это «Глобал Девелопмент» и СК «Система». Но пока из «подготовительных» работ мы увидели только горящий дом напротив ВГУЭС.

Стадион «Авангард»

За невыполненное обещание можно подтянуть и ремонт стадиона «Авангард», который должны были сдать и вовсе в 2021-м. Напомним, сроки завершения первого этапа реконструкции неоднократно сдвигались по разным причинам – от ошибок в проектировании до внезапно обнаруженных коммуникаций и ливнёвок. Не успели и к сентябрю. В ноябре было озвучено, что готовность объекта без трибун составляет 99%. Места для зрителей не готовы – их планируют доделать к концу марта 2023 года. На это выделили ещё 25 млн рублей. С учётом этого общая стоимость реконструкции превысила 260 млн рублей.

Тем временем за затягивание ремонта стадиона был серьёзно наказан высокопоставленный чиновник мэрии. Директора профильного МУПа оштрафовали на 20 тысяч рублей. И кстати, к вопросу об обещаниях, пока ползёт ремонт, верхнюю площадку «Авангарда» внезапно решили превратить в сквер с павильонами по продаже сувениров, спортивной атрибутики и уличной еды. Сроки не называли, будем проверять позже.

Набережная Спортивной гавани

Наконец, ещё одна короткая история, которую формально можно было не включать, но очень хотелось, – про набережную Спортивной гавани. Её внезапно разобрали в 2022-м прямо перед началом летнего сезона: демонтировали всё – от деревянного настила и массивного парапета до бронзовых тигрят. Тут меняли теплотрассу, которую прорвало мощным фонтаном год назад. А после обещали заново благоустроить.

И вот тут не будем рубить сгоряча. Разобрали набережную тепловики из ДГК, а благоустройство спихнули на мэрию с её Дирекцией общественных пространств. Понятно, что коммунальщикам деваться было некуда – новых фонтанов и замерзающего Эгершельда никто не хотел. Но денег в бюджете на благоустройство, насколько нам известно, заранее не закладывали, и пока горожане ругали мэрию за не ими начатую стройку, чиновники искали средства и разрабатывали проект.

В итоге привлекли урбанистов и нарисовали концепцию широкой набережной с навесами, качелями и Сосновой аллеей как на мысе Теляковского, нашли для начала 150 миллионов, видимо, не окончательных, и приступили к первому этапу. По традиции, в установленные сроки не уложились. Лишь под самый занавес года набережную открыли: расширенную, с новым парапетом, лавками и освещением. Сосен нет, но это, видимо, на следующий год.

«Мать Владивостока»

И тут вы скажете: ну это-то зачем упоминать? А вот не можем пройти мимо. Летом на берегу бухты Фёдорова появились двое: малыш в отцовской матросской фуражке вглядывается в горизонт, пока мама обнимает его непропорционально длиннющими пальцами, стоя в почти прозрачном бетонном платье, под которым многие не обнаружили белья. Композицию под названием то ли «Мать Владивостока», то ли «Мать и ребёнок», или вообще «Ода матерям моряков», создал скульптор Пётр Бобров по инициативе депутата Любови Терендиной.

Несколько дней город обсуждал пальцы, лицо и особенно облегающий наряд «владивостокской матери». Профсообщество тоже негодовало. Дошло и до федеральных СМИ. В итоге парочку перекрашивали и прятали за ширмой, открытие, первоначально запланированное на День семьи, любви и верности, перенесли на День ВМФ, потом на сентябрь, а потом и вовсе на неопределённый срок. Так и не открытая, но уже слегка облупившаяся «Мать Владивостока» и сейчас стоит недалеко от яхт-клуба «Семь футов», где на неё можно посмотреть и даже потрогать.

Трасса в объезд Шкотово

Вернёмся к серьёзным темам. В 2022 году Счётная палата опубликовала разгромный отчёт о строительстве новой трассы Владивосток – Находка – порт Восточный. Это самый дорогой долгострой Приморья, один только участок от игорной зоны до Царёвки (18–43 км) должен был стоить 20,67 млрд рублей. Его начали в 2017-м и должны были закончить ещё два года назад, но не вышло. На достройку понадобилось ещё порядка 15 млрд, из них 3,4 млрд – это только на корректировку проекта, а сроком окончания теперь называют 2026 год.

Счётная палата вообще предлагает на Царёвке остановиться и до Находки трассу не достраивать – слишком дорого. Аудиторы оценили такое строительство в 309 млрд рублей (2,8 млрд рублей за км дороги). Вместо этого предложили реконструировать старую. У правительства Приморья на это свой взгляд.

Но вот кое-что хорошее в местном минтрансе пообещали, а именно: открыть тот участок, что уже почти готов, – объездную вокруг Шкотово – до конца 2022 года. Когда эту дорогу откроют, больше не надо будет по пути к морю нарезать повороты на шкотовском серпантине и стоять часами перед пешеходным переходом в центре посёлка. Но открытия не случилось – не успели. Переносится на следующий год.

Парк «Южно-Приморский»

В 2022 году в региональном минлесхозе признались, что планы по созданию нового природного парка «Южно-Приморский» в окрестностях Пидана и Фалазы, анонсированные ещё в 2020 году, пришлось временно отложить. И виной тому, как оказалось, изменившаяся геополитическая ситуация. Поэтому лесорубы продолжат вырубать здесь деревья.

В состав ООПТ планировали включить гору Ливадийскую (Пидан), хребет Лозовый (Чандолаз), Смольные водопады и Екатериновские пещеры. Площадь особо охраняемой природной территории должна была составить почти 20 тысяч га. Что именно из геополитики не дало это сделать, не ясно. А окрестности Ливадийского хребта в минувшем году стали местом стычек лесорубов и пчеловодов. Причём на варварское уничтожение леса активно жалуются местные жители, но краевые проверяющие не находят нарушений.

Рудневский мост

Единственное, что обещали по нему на 2022 год, – это завершить проектирование, чтобы начать строительство в 2023-м. Но, похоже, не успели, во всяком случае в минувшем году об этом не сообщалось. Последний раз о нём вспоминали в мэрии в ноябре, когда говорили, что проект в высокой степени готовности, но городу предложенный вариант подрядчика, когда сначала сносится старое сооружение, а потом строится сразу новое, пока не нравится. Да и денег в бюджете на 20223-й на строительство не запланировали. Впрочем, стоимость нового Рудневского моста оценивается в 15 млрд рублей – больше половины годового бюджета Владивостока. Поэтому просить деньги в любом случае придётся у края и у федерального бюджета. Кстати, в копилку обещаний на будущее: к строительству моста власти Приморья хотят привлечь Китай, как и к реконструкции взлётной полосы аэропорта.

Миллион за третьего

В минувшем году Приморский край выбрали пилотным регионом, в котором планируют увеличить с 450 тысяч до 1 млн рублей выплату семьям, где после 1 января 2023 года родится третий ребёнок. Предполагается, что эти деньги можно будет потратить на погашение ипотеки. Пожалуй, это обещание ещё имеет шанс сбыться. Вот только Минтруду, Минфину и правительству Приморского края ставилась задача проработать этот вопрос до конца года. Год кончился, но никаких новостей на эту тему не поступало.

Самолёты на Курилы

В минувшем году Минвостокразвития России инициировано предложение о запуске маршрута Владивосток – Курильск (остров Итуруп) – Владивосток с частотой не реже двух раз в неделю. Предполагалось, что такой рейс будет популярным у туристов, особенно в отсутствие туризма заграничного. Запустить такие рейсы хотели уже до конца 2022 года, сделав билеты субсидированными. Однако их этого не произошло. Теперь их анонсируют на 2023 год. 


С надеждой в будущее

Мы не включили в свою подборку множество тем: ни слова не сказали про ВКАД, да и как о нём говорить, если никто пока и не думал называть какие-то сроки. Промолчали про Культурно-образовательный комплекс на Русском острове, потому что в конце года построенные корпуса вроде бы начали вводить в эксплуатацию, а учебный процесс обещают начать только в 2023-м. Срок сдачи Музейного комплекса на сопке Орлиное Гнездо, кстати, перенесли на конец 2024 года.

Не сказали ничего про лыжный курорт в Арсеньеве, который наши журналисты остроумно назвали «Гора обещаний», тем более что деньги выделили на 2023-2025 годы. Также умолчим про многочисленные идеи строить повсеместно казино, гольф-поля и аквапарки. Про них как-нибудь отдельно. Не упоминали сегодня и обманутых дольщиков, пусть закончатся их беды в наступившем году!

За чем будем следить в 2023-м? Тут уже много грандиозных обещаний, которые хочется сейчас взять на карандаш. Нам уже пообещали природный парк, который займёт треть территории Владивостока, и 18-километровую набережную от Токаревского до Седанки. Пообещали ревитализацию исторического центра, новый морской фасад и даже лёгкое метро, да и в целом представленный на ВЭФ мастер-план Владивостока, как и город Спутник, мы ещё не раз вспомним.

Будем следить и за более приземлёнными проектами благоустройства: что сделает мэрия с набережной Аякса, выполнит ли застройщик обещание сделать парк на сопке Шошина, сумеют ли соединить парк Минного городка и Нагорный единым пешеходным маршрутом, а также как продвигаются дела с превращением берега бухт Патрокл и Соболь в лучшее общественное пространство Владивостока. А ещё в наступившем году обещают снести торговые центры на Спортивном рынке, всё же начать реконструкцию погранпереходов и провести первое богослужение в храме на центральной площади Владивостока. Оставайтесь с нами, как говорится, проверим вместе.


Обсудить в Telegram
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта