Новости Владивосток

Год приговорённый: какими уголовными делами, арестами и приговорами запомнится Приморью уходящий 2022-й

Подводя итоги года, редакция Новостей VL.ru традиционно представляет подборку самых громких криминальных историй, задержаний, уголовных дел. В 2022-м подобных историй было просто огромное количество, а СИЗО Владивостока ещё никогда, пожалуй, не видел столько ВИП-содержантов.

Если прошлый обзор мы назвали «Временем новых дел», подчёркивая, что в основном в тот год истории начинались, то в этом найти отличительную черту сложно – было всё! Громкие задержания непотопляемых чиновников, главарей банд, расследования убийств из 90-х и 00-х. Мы видели очень строгие приговоры, очень мягкие и даже такие, которые из мягких превращались в итоге в строгие. 

Много дел из прошлого и очень давнего прошлого, вплоть до истечения срока давности. Было довольно много дел о контрабанде леса, вырубках, чёрных риелторах, телефонных мошенниках, а также о различного рода осквернениях памятников и вандализме, на которых мы не будем останавливаться ввиду их неисключительности. Как и на целой серии дел о митингах и дискредитации. Вступительные слова сказаны, давайте вспоминать дела.

Оправдание Виткаловой

Начать хочется с позитивной новости, которая как раз и прозвучала в январе. Суд оправдал бывшую и. о. директора департамента образования и науки Приморского края Надежду Виткалову по делу о халатности при покупке жилья для сирот. О несправедливости дела много писали ещё в 2018 году, когда Надежду Алексеевну обвинили в закупке квартир по завышенным ценам с ущербом в 2 млн рублей в тот период, когда она ненадолго исполняла обязанности главы департамента. Притом что Виткалова всегда занималась именно образованием, вопросы закупки квартир её никогда ранее не касались, поэтому, будучи и. о., она просто доверилась профильным «специалистам». Никто из тех, кто покупал эти квартиры и курировал оформление документов, кто возглавлял департамент до или после неё, в итоге не попал на скамью подсудимых. Однако справедливость, похоже, восторжествовала.  

Новое дело Пушкарёва

Спустя три года после очень сурового приговора бывшему мэру Владивостока Игорю Пушкарёву – 15 лет и полмиллиарда штрафа – ему огласили ещё один. Если первое дело строилось на Пушкарёвском цементе, то второе приехало на городских автобусах. Но схема в целом та же: проверка ФАС показывает, что увеличение парка городских автобусов MAN и Volkswagen – это скорее плохо, а городу причинили 33 млн ущерба. И вот уже суд присуждает Пушкарёву ещё пять лет колонии. Правда, с учётом прошлого приговора срок увеличился всего на три месяца.

Дело Гуменюка

А бывший мэр Владивостока Олег Гуменюк провёл весь 2022 год в СИЗО и приговор так и не услышал. Развязка нас ждёт в январе. Но до праздников обвинитель успел огласить свои требования – экс-мэру запросили те же 17 лет, что и три года назад Пушкарёву. В чём именно обвиняют Гуменюка, мы подробно разобрали на днях. Взятки от «Некрополя» – это, как говорится, только полдела. Вторая часть обвинений связана с его предыдущей работой. Но оба эпизода в конечном итоге сводятся к одному – к взяткам от Сергея Сиротина, друга Гуменюка. Теперь уже бывшего друга, надо полагать. 

Сам Сиротин, давший показания на градоначальника, в ноябре получил четыре года колонии. Ранее 5 лет колонии получил бывший завкладбищами «Некрополя», а заведующего крематориями оштрафовали. Дело же бывшего главы учреждения Игоря Бабынина пока в суде. 

Звездопад чиновников

В феврале этого года Приморье внезапно накрыла первая из нескольких волн арестов представителей разных уровней власти. За год таких дел набралось так много, что придётся обойтись без подробностей и ограничиться только их перечислением со ссылками на отдельные материалы. Первым был арестован глава «ВПОПАТ № 1» Руслан Самигуллин, следом глава Партизанского района Лев Хамхоев и руководитель государственной жилищной инспекции Приморского края Евгений Баршай (его уже приговорили к условному сроку). Затем задержали бывшего мэра Большого Камня Александра Андрюхина, непотопляемого главу Шкотовского района Виктора Михайлова, летом арестовали недавно ушедшего в отставку министра транспорта и дорожного хозяйства Виктора Свяченовского. А в декабре в СИЗО отправили экс-главу Дирекции общественных пространств Салавата Галиева, которого обвиняют в получении отката за покупку дорогостоящего концертного оборудования.

Затянувшийся ремонт стадиона «Авангард» довёл до взятки бывшего руководителя Дирекции по строительству во Владивостоке. Также в этом году предъявили обвинение экс-главе ветинспекции Приморья Дмитрию Кузину, передали в суд дело на экс-главу лесного департамента Владимира Иванова и на экс-главу краевого Госархива Александра Видякина. За взятки осудили бывшего главного инспектора по труду Сергея Галочкина, 6,5 года колонии получил бывший начальник отдела минпромторга Приморья, а экс-мэра Находки и бывшего гендиректора Фонда капремонта Андрея Горелова приговорили к 9 годам колонии. 

Дело депутата Самсонова

Пожалуй, самый громкий (и строгий) приговор года получил действующий депутат ЗСПК, лидер приморских коммунистов Артём Самсонов. В сентябре суд отправил его на 13 лет в колонию за «насильственные сексуальные действия в отношении ребёнка», под которыми имеется в виду демонстрация фаллоимитатора на пляже в палаточном лагере в 2018 году. Приговор поразил своей суровостью и несоразмерностью. Да и была ли эта демонстрация, для многих осталось большим вопросом. Но Самсонов в итоге больше года в заточении, выборы в Думу Владивостока прошли без него и стали провальными для коммунистов. Сейчас Самсонов в СИЗО готовится к апелляции и ведёт блог с заметками о тюремной жизни.

Ожидаемые приговоры 

Ещё строже – 19 и 18 лет колонии – наказали основателей группы «Сумма» братьев Магомедовых, а их имущество теперь конфискуют в пользу государства. Приговора по этому громкому делу ждали несколько лет, но с Приморьем они связаны только благодаря FESCO. Давайте вспомним приговоры 2022 года, которыми закончились громкие или скандальные истории местного масштаба.

В марте суд поставил точку в деле о пожаре на 21-м этаже ЖК «Фрегат-2» на Нейбута. Молодого человека, которого обвинили в гибели двоих детей, приговорили к 3 годам колонии-поселения. Суд частично удовлетворил гражданские иски потерпевших на общую сумму более 4 млн рублей.

Нашумевшая три года назад история с нападением северокорейских рыбаков на пограничников закончилась этим летом. Двух граждан КНДР суд оправдал, 12 признаны виновными, но отбывать срок придётся только двоим. Остальным десяти в счёт наказания зачли время, проведённое под стражей.

В апреле вынесли приговор человеку, который изнасиловал и убил женщину в гараже на Добровольского и уехал кататься на её машине, после чего напал на полицейских. Ему дали 24 года колонии строгого режима.

Летом жителя Фокино, убившего и расчленившего свою жену, приговорили к 9 годам и 7 месяцам колонии. Наконец, громкая прошлогодняя история о том, как мама тройняшек устроила расправу над детьми и мужем в квартире на Толстого, в этом году закончилась довольно мрачно – женщина умерла в СИЗО.

Красный губернатор

Но вернёмся к громким именам. В апреле во Владивостоке арестовали бывшего краевого депутата от КПРФ Андрея Ищенко, который в 2018 году почти стал губернатором Приморского края. Поводом стала не его политическая и даже не постполитическая деятельность, сопровождавшаяся одиозными поступками и высказываниями в соцсетях, а предпринимательская карьера, знаковым последствием которой стал недострой на Сафонова во Владивостоке.

Сейчас обманутые дольщики ищут средства на достройку, а Ищенко просится на спецоперацию, но пока остаётся в СИЗО.

Политические дрязги

Ещё одна серия уголовных дел, о которых придётся сказать лишь коротко, касается политической жизни Приморья. Знаковым тут стал реальный срок политтехнологу Илье Спокойнову (Митькину), дело которого слушалось четыре года. Приговор пока не вступил в силу и явно будет обжалован, но Спокойнова, которого называли серым кардиналом в том числе и на недавних выборах в гордуму, отправили в СИЗО. А чуть ранее в суд передали дело его соратника Михаила Смолика.

В суд передали и дело общественника и члена партии «Родина» Сергея Мильвита, неожиданно для многих арестованного в июне этого года. Несколько месяцев он провёл в СИЗО, но сейчас ждёт суда под домашним арестом. Под домашним арестом сейчас находится и коммунист Максим Чихунов, который в октябре опубликовал видеошутку с гранатомётом. Правоохранители шутку не оценили и возбудили дело о хулиганстве.

Два дела-близнеца рассмотрели в 2022-м суды Владивостока и Москвы. В начале года у Сергея Сопчука конфисковали базу отдыха «Маяк», а в конце у Василия Усольцева – 345 млн рублей. Объединяет их многое: они оба раньше были первыми вице-губернаторами Приморья, оба избирались депутатами Госдумы, и оба владели золотодобывающей компанией, тоже теперь конфискованной. Но Усольцев уже получил свой приговор, а Сопчук в розыске и заочно арестован.

Пал жертвой борьбы с точечной застройкой Эдуард Пятков, помощник депутата ЗСПК Натальи Кочуговой. Он несколько месяцев провёл в СИЗО, а потом под домашним арестом. Исключённого из фракции КПРФ депутата Заксобрания Леонида Васюкевича за антивоенное выступление в парламенте и дискредитацию Вооружённых сил РФ оштрафовали на 30 тысяч. А Семёна Сесёкина, депутата-коммуниста Думы Артёма, за ту же «дискредитацию» и призывы к проведению несанкционированных публичных акций в марте оштрафовали на 60 тысяч. 

Но самое необычное коммунистическое дело было открыто в другой стране: совсем ещё недавно депутат Думы Владивостока Виктор Каменщиков в феврале покинул ряды КПРФ, протестуя против военной операции, и попросил политическое убежище в США. Он въехал в Штаты через Мексику весной и угодил под стражу за незаконное пересечение границы. Спустя полгода он снова появился в соцсетях и сообщил, что находится в Майами и у него всё хорошо.

Снисхождение к Толмачёвой

Приговор экс-депутату приморского Заксобрания Юлии Толмачёвой в марте этого года многих удивил своей мягкостью. За мошенничество с землёй суд дал ей всего 5 лет условно. А ведь речь идёт о незаконном оформлении по «инвалидной схеме» земельных участков с ущербом городу почти в 17 млн рублей, пусть и возмещённых добровольно. Мягкий приговор в силу вступил, но прокуратура ещё пытается обжаловать его в кассации. А о земельных юристах и махинации с участками мы ещё вспомним чуть позже. 

Перешли на тёмную сторону

На этой ступеньке у нас ещё несколько дел, объединённых одной общей чертой, – фигуранты в погонах и должны были бороться со злом, а не примкнуть к нему. Так, в апреле двух оперуполномоченных уголовного розыска заподозрили в том, что они продают доступ к базам данных МВД и биллингам телефонов простых граждан, клиентов банков. В мае было возбуждено дело по едва ли не рекордной для региона взятке – 59 млн рублей – в отношении заместителя начальника УЭБиПК УМВД России по Приморскому краю. В сентябре бывший помощник прокурора и старший оперуполномоченный из отдела по борьбе с коррупцией во Владивостоке получили большие сроки и миллионные штрафы за взяточничество. В том же месяце бывшего сотрудника управления экономической безопасности и противодействия коррупции арестовали за «крышевание» игорного бизнеса.

Незадолго до Дня полиции во Владивостоке арестовали начальника отдела по раскрытию преступлений против личности управления уголовного розыска Андрея Тейхреба и его заместителя Олега Незавитина. А в декабре дело завели на начальника отдела по борьбе с организованной преступностью угрозыска Арама Куляна и двух его подчинённых. Также в этом году начался суд из-за заброшенного вытрезвителя на Змеинке, где игрался, добывал металлолом и в итоге погиб ребёнок. Крайним хотят сделать начальника тылового обеспечения владивостокского УМВД. Логичным продолжением стала в этом году отставка главы краевого УМВД Олега Стефанкова, который ещё в начале года бодро отчитывался об успехах ведомства.

Приехали

Обособленно стоит дело главного гаишника края Олега Зубакина. Обыски и аресты в краевой ГИБДД начались ещё осенью прошлого года, но тогда задержали только несколько высокопоставленных сотрудников. Похоже, что несколько месяцев их «уговаривали» дать показания на главу ведомства Олега Зубакина, десятилетие занимавшего эту должность. Наконец в начале февраля и у него прошли обыски, а через пару недель состоялся арест. Причём к тому времени неожиданно выяснилось, что он уже и не работает в ГИБДД. Сейчас Зубакин под арестом, идёт следствие, а число фигурантов дела в итоге выросло до 11.

И как же по пути не упомянуть об облавах на приморских автоподставщиков в 2022 году. Долгое время считалось, что с этим видом мошенничеств невозможно бороться, поскольку жертвы формально виноваты сами. Однако оказалось, что можно. В этом году возбудили несколько дел, но особенно запомнилась семья автоподставщиков – отец, мать и сын, на счету которых, по одним данным, более 30, по другим – более 160 ДТП, и заработали они на этом не менее 6 млн рублей страховых выплат. А для своих тёмных дел использовали целый парк старых авто, детали на которые стоят больших денег. 

Безумный мир

Подводя итоги года, нельзя не признать, что было много ужасного. Чего стоит только история о похищении семьи, когда трёх человек несколько лет удерживали, чтобы получать за них соцвыплаты. Трагедией закончились разборки молодых людей в Арсеньеве, на которые один из участников конфликта притащил боевую гранату. В больнице скончался житель Кавалеровского района, в огороде которого откопали сразу несколько тел убитых людей. Получил срок мужчина, который выкинул бутылку с верхнего этажа высотки на Снеговой Пади и попал в голову ребёнку. Арестовали подростков с Нейбута, которые избивали людей на камеру. А в ЗАТО Фокино и вовсе произошла странная история: сначала подростки избили бабушку в квартире и сняли процесс на камеру, а затем их поймали местные жители – одного подвесили на крюк и тоже побили, а второго и вовсе высадили в море на корабельный буй и оставили там поразмыслить над жизнью. И тоже всё сняли на камеру. В итоге самого агрессивного подростка арестовали, но и на мстителей, которыми поначалу все восторгались за «торжество справедливости», завели дело за самосуд.

Время не властно 

Региональный Следком в марте этого года сообщил о неожиданном повороте в давнем расследовании. Летом 2013 года во Владивостоке было совершено убийство Людмилы Оноприенко, а её мужа, бывшего главу департамента образования Приморья Виталия Оноприенко, обнаружили в лифте со следами удушения. Как выяснилось почти девять лет спустя, мужчина инсценировал разбойное нападение, а ранее сам нанёс супруге три смертельных удара ножом. Экс-чиновника арестовали

И это оказалось часто повторяющимся сюжетом года – расследование дел, совершённых много лет назад. Во Владивостоке арестовали 33-летнего коллектора-спортсмена по подозрению в убийстве 2014 года. Попался подозреваемый в убийстве, который скрывался 19 лет. К 9,5 года колонии приговорили жителя Приморья за убийство пенсионерки в Республике Беларусь аж в 1994 году. А в мае обвинение предъявили двум мужчинам за убийство 27-летней давности в Партизанске. Правда, уже в ноябре стало известно, что оба обвиняемых остались на свободе за истечением сроков давности. Обоим уже больше 70 лет.

Трифоновская ОПГ

Но вот кому особенно громко аукнулось тёмное прошлое, так это ныне уважаемым бизнесменам Александру Ясину, совладельцу рынка на Спортивной, и Армену Бабакохяну, наследнику стоматологической, развлекательной и медиаимперий. Второго арестовали по подозрению сразу в двух заказных убийствах бизнес-партнёров в 2001-2002 годах. По версии следствия, он воспользовался услугами киллера-бомбера из Трифоновской банды, который только теперь дал показания. А первого обвиняют и вовсе в руководстве этой бандой, убийствах и даже уходе от налогов. Последняя история связана со Спортивных рынком, который, кстати, теперь должны снести.

Параллельно развивается ещё одна криминальная драма, связанная с беглым «крабовым королём» Олегом Каном. Тем самым, что когда-то купил во Владивостоке и оба ГУМа, и даже ресторан «Зума», ныне сгоревший. Кана обвиняют в организации убийства предпринимателя Валерия Пхиденко во Владивостоке в 2010 году. Также его обвинили в контрабанде и уклонении от уплаты огромных сумм на таможне. Летом суд во Владивостоке приговорил к 4,5 года колонии сообщника Кана – депутата Сахалинской областной думы Дмитрия Пашова. Три года назад его называли самым богатым депутатом России.

Достойны упоминания

Как мы ни пытались быть краткими, желание добавить в подборку все часто упоминаемые в этом году истории победило. Давайте вспомним, какими ещё делами можно прославиться вопреки известной песенке. Майским антигероем новостей стала жительница Владивостока, мать двоих детей, которая зачем-то облила краской памятник Рихарду Зорге. В итоге её саму отправили в СИЗО, двух дочерей – в центр «Парус надежды». Вскоре оттуда их забрал отец, а саму женщину перевели под домашний арест.

До сих пор не передали в суд дело создателей юмористического шоу о Наливкине. А дело учредителя Владморрыбпорта Дениса Сараны задержалось в суде из-за попыток вернуть его на стадию расследования. 

Продолжая морскую тему, вспомним арест капитана морского порта Владивосток Александра Ванюкова, его обвиняют в превышении полномочий. А также дело о халатности сотрудников Приморского океанариума, где умерло несколько животных и затем сменилось руководство (вряд ли это связано). 

Сопка Шошина потопила 

Дело Натальи Соколовой, много лет распоряжавшейся землёй во Владивостоке сначала в краевой, а потом и в городской администрациях, поставило жирный восклицательный знак в 2022-м. Весной мы рассказали про гаражи-миражи на сопке Шошина, вскрыв серую схему оформления под строительство участков за бесценок. А после открылся и ещё один эпизод, более масштабный, он-то и привёл ниточку к Соколовой. 

В декабре Наталью Соколову и Армена Карапетяна задержали, последнего отправили под домашний арест, а вот Наталью – в СИЗО. Дело по касательной задело и других людей. Земельный юрист Михаил Берестенко из-за границы записал обращение в адрес следователей и попросил не трогать его родственников. Известный на весь город застройщик Борис Поздняков тоже уехал за границу, после того как провёл выходные в изоляторе. А другие девелоперы рассуждают теперь о «шошинском прецеденте» и о том, что землю под точечную застройку в городе приобретать лучше законно. 

Эхо «Хаяттов»

А черту под годом проведём с помощью дела Марины Ломакиной, подарившей нашим читателям весьма противоречивые эмоции. Директора «Наш дом Приморье» обвиняли в хищении более 100 млн на строительстве во Владивостоке злосчастных «Хаяттов». И суд в её случае проявил необычайную гуманность, назначив всего 7 лет условно. 

Прокуратура с приговором не согласилась и подала жалобу. Дело рассматривалось так долго, что к моменту апелляции срок давности по одному из эпизодов уже вышел. Сама Ломакина один раз даже не явилась в краевой суд и была объявлена в розыск. Однако в итоге ей всё-таки огласили «переприговор» и заменили срок на реальный. 27 декабря её взяли под стражу прямо в зале суда. А один из тех «Хаяттов», хоть и под другим именем, но всё-таки принял в этом году своих первых гостей. 


Обсудить в Telegram
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта