В пятницу, 16 декабря, губернатор Приморского края Олег Кожемяко выступил с инвестиционным посланием. Он рассказал о том, как экономика края пережила 2022 год (она, по мнению главы региона, справилась) и что планируется делать в 2023-м для обеспечения экономического роста. Среди предлагаемых мер – освобождение от налогов на имущество трёх стратегических отраслей, создание Центра развития промышленности, строительство портов и судов, госинвестиции в туризм, жилищное строительство и развитие ГЧП.
Итоги 2022 года
Начал Олег Кожемяко с кратких итогов 2022 года. Экономика Приморья, по его словам, в целом сохранила устойчивость и научилась адаптироваться. Пережить санкции помогли различные меры поддержки – всего их было придумано 105, на сегодня реализовано 73. Край потратил на поддержку сельского хозяйства, горнодобывающую промышленность, кинотеатры и субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) 1,4 млрд рублей. У краевой микрокредитной организации снижали проценты, фонд развития промышленности докапитализировали, а застройщикам продлевали разрешительные документы.
За 11 месяцев введено в строй 867 тысяч кв. м жилья – это на 24% больше уровня прошлого года. В этом году должна быть достигнута цель ввода 1 млн кв. м. Внешнеторговый оборот вырос на 18% и превысил 10 млрд долларов. Экспорт вырос на 18%, импорт – на 19%. Ключевой наш партнёр – КНР. В целом география поставок выросла с 44 до 79 стран-партнёров.
За год количество субъектов МСП выросло на 8% и составило 85 тысяч – это 340 тысяч человек. При этом число самозанятых по сравнению с прошлым годом удвоилось и составило 56 тысяч человек.
Есть и сложности. Из-за санкций пострадали экспортёры шпона и щепы, сои и кукурузы. Убытки несли кинотеатры, инвестиционные организации. Из-за приостановки работы «Мазда Соллерс» производство промышленной продукции снизилось на 3%.
«Однако во втором квартале следующего года предприятие снова начнёт производить автомобили. Мы рассчитываем, что по итогам 2022-го индекс промышленного производства будет соответствовать прошлогоднему», – отметил Олег Кожемяко.
Планы на 2023-й и далее
Чтобы экономика Приморья развивалась эффективно, краевое правительство разработало ряд мер поддержки на 2023-й и последующие годы.
Во-первых, региональный фонд развития промышленности докапитализируют на 100 млн рублей – это позволит привлечь ещё 900 млн из аналогичного федерального фонда. Также 100 млн рублей выделят некоторым промышленным производителям для выпуска пилотных партий.
В своём докладе одной из ключевых мер Олег Кожемяко назвал освобождение предприятий ВПК, горнодобывающей и фармацевтической промышленности на три года от налога на имущество. Это позволит им высвободить до 500 млн рублей в год на модернизацию производства и запуск новых проектов. Встречные инвестиции край оценивает в 6 млрд рублей.
В следующем году планируется на базе уже действующих институтов создать Центр развития промышленности Приморского края. Эта структура должна будет обеспечивать сопровождение проектов на федеральном уровне, взаимодействие предприятий с научными и образовательными организациями, а также формировать «кластерные цепочки». Первый такой проект реализуют на базе завода «Звезда» в Большом Камне.
Также Олег Кожемяко отметил, что для более эффективной поддержки нужна цифровизация. Уже с января получить 54 вида субсидий можно будет в электронном виде, без личного посещения ведомств.
Губернатор поделился планами привлекать не менее 5 млрд рублей ежегодно на создание судостроительных комплексов и строительство крупнотоннажных судов. Контейнерные терминалы из-за прогнозируемого роста подобных перевозок планируется строить новые – во Владивостоке, Большом Камне, в Посьете, Славянке, общий объём инвестиций – более 170 млрд рублей. Также подписано соглашение о создании до 2028 года шести транспортно-логистических центров, которые будут работать во взаимодействии с портами, их общая мощность составит до 6 млн контейнеров в год.
Лесная отрасль к 2030 году должна получить новые предприятия по переработке не менее 250 тысяч кубометров древесины по входящему сырью. Компании, которые занимаются глубокой переработкой древесины и испытывают дефицит сырья, получат в аренду по открытым конкурсам не менее 10 лесных участков.
Индекс сельскохозяйственного производства в этом году вырос на 15%. До конца года будет собрано 1 млн зерна и сои – это рекордный урожай для Приморья. По словам Олега Кожемяко, российско-китайская компания «Легендагро» в Шкотовском районе планирует строить агропарк по глубокой переработке сои и портовый терминал для экспорта этой продукции в страны АТР. А в Кировском районе «Гринагро» будет строить животноводческий комплекс на 5700 голов дойного стада, с совокупным объёмом инвестиций 20 млрд рублей.
На туризм в Хасанском районе в ближайшие три года потратят 1 млрд рублей, одобрена соответствующая краевая программа. На эти деньги обеспечат транспортную доступность (новые дороги), построят общественные пространства, проведут электричество, скорректируют генпланы поселений.
Чтобы вовлекать больше территорий в хозяйственный оборот, Инвестагентство Приморского края подготовило для инвесторов карту с 650 свободными участками с возможным целевым использованием.
По ГЧП в Приморье действует 21 концессия на 49 млрд рублей. В 2022 году заключено 8 концессионных соглашений на 30 млрд рублей. Самым крупным проектом в этом году Олег Кожемяко назвал горнолыжный курорт в Арсеньеве с объёмом инвестиций 10 млрд рублей. В планах – ещё 50 концессий в сферах ЖКХ, образования, спорта, строительства жилья, портовой инфраструктуры.
Также Приморский край строит объекты инфраструктуры самостоятельно. В 2022 году на это было потрачено 25 млрд рублей. На следующий год выделят чуть меньше, 21 млрд рублей – на эти деньги обещают построить три детсада, три школы, три спортивных объекта, четыре культурных учреждения, дороги, объекты здравоохранения. До 2025 года в планах возвести за счёт краевого бюджета более 120 объектов.
Уделил внимание Олег Кожемяко и больному вопросу с автомобильными пропускными пунктами на границе. Он отметил, что Росгранстрой планирует в следующем году реконструировать пункт Марково, в 2024-м – Турий Рог, Краскино и Пограничный, в 2026-м – Полтавку. Это позволит увеличить пропускную способность с 2 до 12 млн тонн груза в год.