На круглом столе по оптимизации работы общественного транспорта во Владивостоке подвели итоги опроса, который в течение недели проводился среди горожан. По словам организаторов, результаты показали, что жители готовы к изменениям в транспортной инфраструктуре. Однако вопросы были сформулированы таким образом, что отвечающий либо соглашался с необходимостью платных парковок, либо маргинализировался. Прошли опрос всего 0,1% от жителей города – 654 человека.
В администрации Владивостока состоялся круглый стол «Как повысить скорость движения общественного транспорта». Участниками стали представители общественных организаций, краевой и городской власти, депутаты, эксперты. Модератором выступил заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению, председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. Открывая обсуждение, он рассказал об итогах онлайн-опроса жителей города, который проводился с 24 ноября по 3 декабря Центром организации дорожного движения (ЦОДД) Владивостока совместно с Общероссийским объединением пассажиров. Тема опроса – оптимизация работы общественного транспорта.
Отметим, что опрос широко не анонсировался – например, на сайте администрации Владивостока его не было, только в Telegram-канале. Видимо, потому в нём приняли участие всего 654 человека (население города – 626 400), из которых 92% проживают во Владивостоке. Возраст участников – преимущественно от 25 до 45 лет (64%), ещё 26,6% – старше 45 лет, и 8% опрошенных – от 18 до 25 лет. Более половины из них – водители личного авто, 45% – пассажиры общественного транспорта.
Около 80% респондентов считают, что время в пути по дорогам города можно сократить. Почти 70% убеждены, что общественный транспорт должен иметь приоритет на дороге. Более 26% опрошенных жителей отметили, что готовы отдать предпочтения общественному транспорту, если добираться на нём будет быстрее, чем на личном автомобиле, однако 37% не готовы отказаться от личного автомобиля ни при каких условиях. Подавляющее большинство – 92% – знают, для чего введены выделенные полосы. «Таким образом, жители Владивостока готовы к тем изменениям транспортной инфраструктуры, которые стартовали в городе, – созданию выделенных полос для общественного транспорта, платного парковочного пространства, и эту работу надо продолжать», – подытожил результаты Илья Зотов.
Выглядят выводы этого исследования сомнительно. И не только из-за совсем небольшого количества участников опроса, а ещё и потому, что вопросы и ответы в нём были сформулированы некорректно. Например, «Выберите категории из предложенных, к которым вы можете себя отнести» предполагает варианты ответов: водитель личного транспорта, пассажир общественного транспорта, студент/школьник, предприниматель, домохозяйка (почему-то нет домохозяина), пенсионер и рабочий. Можно было выбрать несколько вариантов ответа, но при подведении итогов результаты получились немного странными – в опросе участвовали 45,5% пассажиров общественного транспорта и 54,5% водителей личного транспорта, но не понятно, кто из них предприниматели (таких было 10%), студенты и школьники (7%) и пенсионеры (2,5%).
Следующий вопрос – «Сколько ежедневно вы тратите время в дороге на работу (учёбу или иные цели) во Владивостоке?» (здесь и далее орфография и пунктуация сохранены). 39% добираются от 1 до 2 часов, более 30% ответили, что едут от 30 минут до 1 часа, 16,5% укладываются в полчаса, а 13,9% и двух часов не хватает.
На вопрос «Хотелось бы вам, чтобы вы тратили меньше времени в дороге? Например, у вас появится больше времени на отдых или домашние дела» ответы предполагались: «Да, считаю есть возможности сократить время в дороге» и «Нет, ничего нельзя сделать, чтобы мы меньше тратили время в дороге». Ответы как будто даны на другой вопрос, но в итоге ЦОДД сообщает, что 77,3% опрошенных считают, что «есть возможности сокращения время в пути». Какие возможности, если спрашивали про желание?
66,5% опрошенных согласились с тем, что общественный транспорт должен иметь приоритет на дороге. Но треть всё-таки посчитала, что автобусы должны стоять вместе с машинами в пробках.
92% опрошенных знают про выделенные полосы, а 8% «что-то слышали, но не понимают смысл». 45% ответили, что выделенная полоса предназначена для движения ОТ и экстренных служб. Хотя можно было выбрать несколько вариантов ответа: полоса для транспорта без заезда личных авто, сокращающая время пассажиров в пути, а также отдельная полоса, чтобы сократить количество авто в городе. Но остальные варианты, видимо, не считаются или считаются криво.
И, наконец, финальный вопрос: что нужно сделать с парковками в городе? Для начала было бы неплохо их обустроить, но такой вариант не был предложен. Здесь 68% голосов отданы варианту создания бесплатных парковок возле социальных учреждений и обустройства зоны для платной парковки. Ещё 10% считают, что нужно парковаться везде, где возможно (в скобках перечисляются варианты: парки, газоны, дворы, вдоль дороги – вероятно, составители опроса считают эти места равнозначными). 22% оставшихся голосов распределились между вариантом «в городе должны появиться платные парковки, чтобы дисциплинировать водителей и ускорить движение ОТ» и «нужно найти баланс платных и бесплатных парковок, препятствующих проезду других видов транспорта».
В комментариях к опросу несколько жителей указали на корявость формулировок. На что ЦОДД честно ответил, что опрос можно проходить несколько раз, а кроме того, есть отдельное диалоговое окно, где можно оставить свои предложения и замечания по развитию транспортной инфраструктуры города. То есть на самом деле непонятно, сколько реальных жителей Владивостока, не имеющих отношения к администрации, приняли участие в этом опросе.