Ежегодно Владивосток, как и любой город в России, принимает бюджет на будущий год. Денег, как водится, на всё не хватает, но, к счастью, даже не в самое простое для страны время доходы бюджета в 2023 году не упадут, а даже вырастут и составят 24,7 млрд рублей. Город хочет начать строить новые школы, детские сады, чинить сети и спортивные площадки, благоустраивать парки и скверы. О том, сколько на самом деле поступает налогов, как городу зарабатывать больше, чинить сети быстрее и лучше и какие проекты планируется реализовывать в 2023 году, Новостям VL.ru рассказал первый заместитель главы Владивостока Сергей Дмитриенко.
Лучшие активы уже проданы
Основные статьи дохода бюджета Владивостока (помимо трансфертов из вышестоящих краевого и федерального бюджетов) – налоговые доходы. Это НДФЛ, налоги на землю и недвижимость. Гораздо меньше приносят различные штрафы. Виталий Веркеенко, предлагавший сделать Владивосток городом федерального значения, обращал внимание на то, что по НДФЛ тогда получится оставлять себе больше. Сейчас муниципалитет оставляет себе обязательные 15% от НДФЛ, и ещё 2,3% добавляет краевое правительство по т. н. допнормативу. Итого 17,3%.
По словам Сергея Дмитриенко, недополученные доходы в итоге компенсируются трансфертами из федерального и краевого бюджетов, при этом сумма выплат растёт. Достаточно сказать, что бюджет на 2023 год в ноябре этого года стал больше аналогичного периода прошлого (ноябрь 2021-го, бюджет на 2022-й) почти на 5 млрд рублей. Сейчас бюджет равен 24,7 млрд рублей, и он явно будет больше.
Однако как же городу начать больше зарабатывать самому? Как отмечает Сергей Дмитриенко, доход от продажи земли и недвижимости каждый год падает – самые востребованные активы, по всей видимости, уже проданы.
«Мы пытаемся двигаться в общем русле политики государства – чем больше компаний, тем лучше, тем больше доходов бюджета. Через налоги, услуги, строительство. Когда мы готовили мастер-план, мы считали, насколько может быть выгодна стройка одного качественного нового жилого района с коммерческими площадями. Если считать по традиционной методике, когда квартал стоит 10 млрд, бюджетных инвестиций миллиард, а налогов со стройки получилось 600 млн – выходит вроде бы в моменте невыгодно. Но нужно смотреть чуть дальше. Коммерческие площади на первых этажах – это рабочие места, налоги на недвижимость. В перспективе 10-15 лет с одного района можно дополнительно зарабатывать 1,5 млрд рублей в год».
Ещё один способ пополнить бюджет – истребовать деньги с должников. В 2018 году звучала цифра 7,5 млрд – долг бизнеса в бюджет Владивостока по различным договорам аренды. В 2022 году Контрольно-счётная палата Владивостока озвучила сумму ещё выше – почти 19 млрд рублей. Однако, по словам Сергея Дмитриенко, всё не так трагично. Хотя неплательщиков, конечно, хватает.
«Если верить последней проверке КСП, то долгов по аренде перед городом у предпринимателей свыше чем на 20 млрд рублей. Но есть одно но, и оно касается бухгалтерского учёта. Когда заключается договор аренды, то в учёт ставится вся сумма арендных платежей. А аренда может быть длительная – 20, 30, 50 лет. Так и получилось, что 20 млрд рублей формально стоит в долге, но ведь все понимают, что эти деньги за много лет не могут поступить одномоментно.
Системный анализ того, кто и сколько должен денег мэрии, с конца прошлого года проводило управление муниципальной собственности, эту работу курирует Алексей Ляйфер. Сначала выбрали тех, кто работает – потому что многие позакрывались, есть много договоров с начала 90-х годов, например. Им претензии, конечно, тоже надо предъявить, но это малоперспективно. При этом время-то не ждёт – существуют сроки исковой давности. Когда определили тех, кто потенциально может заплатить, пошли в суды к тем, у кого больше всего долгов. Потом с исками обратились к должникам поменьше, сейчас дошли уже до самых маленьких сумм. В общей сложности долги по аренде, которую реально взыскать, составляют 2-3 млрд рублей, никак не 20. Прокуратуру этот вопрос тоже интересует, они этот вопрос со своей стороны тоже на контроле держат, мы давали им пояснения по этому поводу».
Сколько во Владивостоке платят налогов
Последний раз о том, сколько налогов всех видов сегодня собирается на территории Владивостока, в 2018 году рассказывал Виталий Веркеенко. Он говорил про 56 миллиардов. Как оказалось, сегодня, в 2022 году, сумма ещё больше – более 100 млрд рублей. При этом налоговые доходы составят всего 8,87 млрд рублей. Почему город всей суммы в своём бюджете не видит, в целом понятно – такова особенность бюджетной системы России. Вкратце она состоит в том, что большая часть налогов забирается в вышестоящие бюджеты, а затем (не в полной мере, но весьма значительной) направляется обратно в виде субсидий и дотаций.
Однако и в особенностях получения этих 100 млрд рублей есть нюансы.
«Приведу в пример компанию ДЦСС. Она находится во Владивостоке, но основной актив у неё в Большом Камне. Можно ли считать эти доходы в таком случае в полной мере нашими? И таких примеров много. Если их вычесть из доходов налоговых и оставить только тех, кто и основную деятельность осуществляет в городе, то на то и получится.
У нас контрольные органы выходили с предложением что-то придумать с компаниями, которые зарегистрированы во Владивостоке, но работают по подрядам на северах. У нас позиция простая – даже если здесь только менеджмент, городу это выгодно, и хорошо, если они у нас останутся. Это рабочие места, это деньги, которые сотрудники потратят у нас же в городе», – отмечает Сергей Дмитриенко.
Как и за чей счёт чинить сети
Программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Владивостокского городского округа запланировано потратить 144 млрд рублей до 2036 года на ремонт городских сетей. Учитывая уровень проблемы (износ 80-90%), городу эти деньги нужны «уже вчера». При этом весь бюджет Владивостока на 2023 год – почти в 6 раз меньше.
В администрации Владивостока считают, что темпы ремонта всё-таки смогут «догнать» темпы её износа. Два механизма уже работают, на третий – большие надежды.
Первая схема – инфраструктурные бюджетные кредиты. «В бюджете мы эти деньги не увидим, но речь здесь идёт о нескольких десятках миллиардов рублей. Оформляется это как техническое присоединение новых объектов. Деньги по этой схеме идут напрямую застройщикам, которые в свою очередь платят их ресурсоснабжающим организациям. Те в свою очередь не только строят сети к новым районам и домам, но и реконструируют то, что уже есть. В следующем году по подобной схеме будут профинансированы энергетики, тепловики, частично сети водоснабжения».
Второй способ – срочный ремонт самых аварийных участков.
«В этом году ВПЭС получило 1,8 млрд рублей напрямую из Фонда национального благосостояния. По этому же пути мы пойдём и дальше – будем заявляться с новыми проектами, просить федеральный центр выделять финансирование».
Есть и третий вариант, концептуальный, связанный с мастер-планом. Утверждению которого мэрия не просто так уделяет так много внимания.
«Мастер-план предполагает утверждение правительством РФ плана мероприятий по развитию городской инфраструктуры. Это касается не только сетей, но и развития транспорта, дорог. Это всё предполагает значительное ежегодное федеральное финансирование, и мы очень на него рассчитываем. Чтобы у города была уверенность в завтрашнем дне, и не приходилось каждый раз обращаться по ремонту «каждой трубы». Только в этом случае мы сможем прийти к состоянию, описанному в мастер-плане».
На что Владивостоку добавят денег в 2023 году
Как объясняет Сергей Дмитриенко, не все будущие доходы и расходы бюджета на 2023 год сейчас учтены. Корректировки в течение года – стандартный инструмент. Иногда это даже лучше, позволяет работать быстрее и более гибко.
«Если мы, например, знаем, что проведём какой-то конкурс на ремонт ближе к началу строительного сезона, в декабре средства на него закладывать не всегда целесообразно. Но при этом мы помним, в какой момент и откуда деньги нужно будет достать. При этом зарплаты, ЖКХ, налоги в бюджете учитываются всегда сразу наперёд», – отмечает Сергей Дмитриенко.
Сейчас в бюджете нет части расходов на дороги, в том числе на создание асфальтированной дороги на Русском. Средства Минвостокразвития, как и в этом году, довести планирует, но позже.
«Нам нужно строить новые школы, а не только те две, что мы возводим сейчас. По нашим расчётам, школ новых нужно 15, но полностью оформленных земельных участков у нас сейчас 4 – в следующем году мы хотим уже просить деньги и начинать строительство. Нужны средства на ремонты в детсадах уже существующих и на выкуп помещений под детсады, и мы их изыщем. Покупка у застройщиков в новых районах – хороший способ. Потому что малыми силами и быстро, за пару месяцев, мы получаем готовый детсад на 90-100 мест».
Получит бюджет и 374 млн рублей на ремонт (а также строительство) 30 пришкольных стадионов. Одна из новых площадок появится на Русском острове возле школы № 15 – ранее здесь вообще никогда не было спортивного ядра. Помимо этого, 80 млн рублей Минвостокразвития выделит на оборудование двух залов в школах для занятий карате.
Также в бюджете пока нет и будущих доходов от платной парковки.
«По условиям концессии концессионер должен осуществлять платёж раз в квартал. Этот срок с момента запуска ещё не закончился, включать в проект бюджета пока нечего. И мы все пока не понимаем, о каких суммах речь. Мы договорились с «Цифровым Приморьем», что они тестируют ближайшие два месяца систему, потом делают для нас расчёт, сколько раз в квартал будет перечисляться средств в бюджет. На основании этого мы выйдем на корректировки бюджета. Деньги, на мой взгляд, должны быть неплохие. Хоть это и 15% по условиям соглашения, но это всё равно 7,5 рубля с часовой парковки (если 50 рублей в час)», - отмечает Сергей Дмитриенко.
Кстати, по планам мэрии платных парковок в центре в 2023 году станет больше. Во-первых, запустят паркинг на Верхнепортовой, 4. На замену иностранного ПО отечественным в уходящем году потратят 4 млн рублей. «Парковка уже сейчас работает. Но есть риски – если произойдёт какой-нибудь сбой, выпустить заехавшие машины мы сами, без разработчика, который сейчас с Россией не работает, не сможем. По плану ЦОДД парковка начнёт работу уже в начале следующего года», – объяснил Сергей Дмитриенко. На Лазо планируется запустить недостроенный паркинг также в 2023 году.
Не заложены пока средства на ремонт спортивной площадки у озера Чан. Это единственный проект по инициативному бюджетированию, который не удалось выполнить в уходящем 2022 году.
«Нас очень сильно подвёл подрядчик. Сейчас мы расторгаем договор, а деньги возвращаем в краевой бюджет. В следующем году постараемся сделать сами благоустройство, этим вопросом займётся Дирекция общественных пространств», - отметил Сергей Дмитриенко.
Отдельно из федерального бюджета, когда будут готовы проекты, поступят средства и на три объекта-победителя голосования по комфортной городской среде – парк в Снеговой Пади, площадка на Сафонова и видовая на сопке Орлиное Гнездо.
Иногда можно решать задачи и без городского бюджета. Например, в Снеговой Пади строить школу на 1100 мест будет концессионер, который сам будет искать деньги на проектирование и строительство. Средства под более низкий процент, чем коммерческие банки, готовы давать ВЭБ.РФ и ДОМ.РФ. По подобной схеме планируется строить и школу на Зелёном Углу – пока что мэрия застолбила под учреждение земельный участок.
Максим Барыленко (текст)