В ночь на 25 ноября «Цифровое Приморье» включит во Владивостоке паркоматы и уберёт скотч с дорожных знаков – с утра в городе впервые заработает система платных парковок, в том числе два закрытых парковочных пространства на Уткинской и у «белого дома» на Светланской. Фиксировать нарушения будут специальные автомобили, курсирующие по городу. Как это будет работать и почему избежать оплаты или штрафа не получится, выясняли корреспонденты Новостей VL.ru.
Фактически платными парковки станут 25 ноября с 8 утра. Ночью включат терминалы для оплаты парковки, приложение «Цифровое Приморье» (6+) на Android уже позволяет ввести свои данные и оплатить, а на iOS соответствующий раздел должен появиться сегодня к вечеру.
Пользователи уже жалуются на ошибки и проблемы. Например, на необходимость каждый раз регистрироваться при попытке входа. Но эти «баги» стараются устранить как можно быстрее. Правда, в AppStore у приложения пока рейтинг 2,8 из 5 возможных баллов.
Приложение «Цифровое Приморье» предлагает войти через «Приморский ID», его нужно получить на сайте ЦП. Тут всё стандартно – номер телефона, электронная почта для отправки чеков, двойная верификация с помощью кода в СМС и письмом. Добавить в приложение можно карту «Мир» в отдельной вкладке, чтобы объединить её с картой «Приморец». Ещё можно настроить SberPay или подключить любую другую карту в отдельном окне. Собственно, это и есть «Приморский ID». Дополнительно авторизоваться можно через свой аккаунт в Google, Apple ID или «Госуслуги». Сразу отметим, тому, кому придётся скачивать приложение только из-за платных парковок, оно вряд ли понравится – слишком много лишней информации, потому что здесь объединены все сервисы оператора.
Можно оплатить парковку через СМС, но с кучей оговорок у разных операторов. Например, у «Билайна» мобильная коммерция недоступна для некоторых тарифов. У МТС можно отправить не более 5 сообщений в сутки. У Tele2 нельзя заплатить с корпоративного номера. Почти у всех операторов обязательным условием оплаты является положительный баланс на телефоне. Так что если вы пользуетесь «Обещанным платежом» или кредитным лимитом, то оплатить парковку не получится.
И, наконец, есть оплата через паркоматы на улицах. Найти ближайший можно также в приложении, на сайте оператора и в 2GIS.
Фиксировать нарушения парковки будут специальные автомобили, оборудованные системой «Паркрайт». Они считывают номера припаркованных транспортных средств, затем передают их в систему, которая определяет, оплачена парковка или нет. На экране паркрайта есть сведения о тарифной зоне, времени стоянки и стоимость парковки.
Автомобилист, припарковавшись в зоне синей разметки, должен будет открыть парковочную сессию в течение 15 минут. Парковка работает только по предоплате, иных вариантов нет. Но можно доплатить за следующий час при уже открытой сессии, если будет понятно, что в один час не укладываетесь. Оплата почасовая, час не делится, уточнили специалисты.
При выявлении нарушений данные будут направляться в административные комиссии, которые уже будут выносить постановления о штрафах. За неоплату парковки прилетит «письмо счастья» на 1500 рублей. Все штрафы поступают в бюджет.
Пока это четыре машины в фирменных ливреях «Цифрового Приморья». Они будут курсировать по семи платным зонам с периодичностью раз в 15 минут. Номера за секунду считывает нейросеть. Она «видит» затёртые номера, но не распознаёт заляпанные грязью и закрытые. Только водителей это не спасёт.
«Система фиксирует и сами машины тоже, – говорит коммерческий директор «Цифрового Приморья» Павел Васильев. – Мы можем взять выгрузку и посмотреть, если кто-то всё время паркуется в одной зоне с закрытыми или запачканными номерами. Будем передавать информацию в ГИБДД. А за закрытый номер законодательством предусмотрен штраф в 3000 рублей плюс принудительная эвакуация. У кого нет номеров вообще, тоже система запомнит. Не получится избежать «запоминания», если водитель будет переставлять машину раз в 15 минут в пределах одной парковочной зоны».
Также система не распознаёт специальные номера – жёлтые (такси), красные (дипломатические), синие (МВД) и чёрные (военные). Но таких нарушителей в массовой доле не очень много. А таксистам, кстати, даже выгоднее «обелиться» и получить соответствующие госрегзнаки — только официальные автомобили такси имеют право ездить по выделенным для общественного транспорта полосам. Машины агрегаторов, которые работают во Владивостоке, не в счёт. Они должны стоять в пробках вместе со всеми.
Автомобиль с паркрайтом фиксирует и любителей стоять на местах для инвалидов. Сама система, конечно, не распознаёт, является ли водитель таковым и действительно ли ему нужно стоять на выделенном месте. Но существует Федеральный реестр инвалидов, в котором работает сервис проверки транспортного средства. И отправить данные «неинвалида» в ГИБДД может вообще любой гражданин.
Что касается выделенных у спорткомплекса «Олимпиец» бесплатных парковочных мест, то стоящие там автомобили тоже будут фиксироваться системой.
«Места выделили по просьбе губернатора и депутатов. Мы будем, наверное, собирать списки тех, кто там паркуется, и отправлять им для сведения. Маловероятно, что стоять здесь будут только посетители или гуляющие. Скорее всего, это будут такие же сотрудники организаций, которые в «Олимпийце» работают», – говорит Павел Васильев.
Другие обращения в «Цифровое Приморье» тоже были. Поликлиника № 1 просила выделенные бесплатные места, но потом отказалась от этой идеи – сейчас к ней подойти-то сложно из-за запаркованной округи. Если оставить места бесплатными, ничего не изменится. Примерно такая же история была с Центром охраны материнства и детства на Уборевича. У них нет ни собственной парковки, ни гостевой. Специально для этого напротив здания организовали четыре платных места. Работники просили бесплатных, якобы для посетителей, а потом признали, что для себя. И таких обращений было довольно много, особенно от государственных учреждений.
Спрашиваем у Павла, что делать тому, кто не просто стоит на «аварийке», а действительно сломался? Он отвечает, что если придёт постановление о штрафе, то его можно оспорить. Сейчас это, кстати, довольно легко делается через «Госуслуги».
Закрытые парковки на Светланской, 22 и на Уткинской, 15 не нуждаются в «Паркрайтах». Если стоянка заполнена, то шлагбаум просто не откроется. Исключение составят льготники, но им нужно будет связаться непосредственно с оператором, чтобы тот открыл проезд вручную. А вот городскую парковку на Верхнепортовой, которую администрация мучительно строила несколько лет и до сих пор не ввела в эксплуатацию, «Цифровое Приморье» не обслуживает. Пока, по словам Васильева, даже разговора об этом нет.
Фиксация нарушителей на автобусных полосах – тоже не дело «Цифрового Приморья». Камеры в автобусах (тоже «Паркрайты»), о которых говорил Константин Шестаков, должен устанавливать город. Но оператор установит стационарные комплексы видеоконтроля на столбах вдоль выделенных полос.
Почти сразу же после того, как платные парковки заработают, во Владивостоке намечается снег и метель. Чистить прибордюрные полосы с синей разметкой тоже будут сотрудники, нанятые «Цифровым Приморьем», вместе с городскими службами.