Музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева утром 23 ноября заполонили учащиеся средних и старших классов школы № 18. Заведение стало экспериментальной площадкой, на которой опробовали новый формат работы с подростками. В музей ребята пришли не на привычную для культурного учреждения экскурсию, а на самые настоящие уроки – биология, история и литература.
«Это адаптированная программа и опыт, который существует уже давно в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург, – рассказывает руководитель экскурсионно-образовательной службы Музея истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева Александра Осипова. – Подобные уроки позволяют школьникам изучать предметы в более практико-ориентированном формате, будь то литература, история или физика и химия. Мы, в свою очередь, тоже пытались внедрить такие занятия в музей, но это достаточно сложный процесс. Прежде всего необходимо, чтобы сами учителя включались в разработку образовательной программы. Мы хорошо знаем свой музей, но плохо понимаем, как организован учебный процесс, тем более что каждый год могут меняться предметы, типология и так далее».
Долгое время, добавляет она, у музея и школ не было точек соприкосновения. Но в нынешнем году одно учебное заведение – как раз школа № 18 – получило имя Владимира Клавдиевича Арсеньева.
«Мы поняли, что мы точно должны наладить с ней диалог. В этом нам посодействовала городская администрация, – продолжает Александра. – На протяжении двух месяцев мы изучали возможности школы. Были сложности даже с тем, чтобы учителя и ученики могли одновременно выйти из учебного заведения и прийти в музей – нужно было понять, как не навредить школьному расписанию, чтобы не пострадали другие дисциплины, и грамотно распределить учителей».
Сегодня на уроки в главный корпус музея на Светланской, 20 и Дом чиновника Суханова пришли порядка трёхсот детей. Сотрудники культурного учреждения подготовили тематические занятия, исходя из того, что ребята сейчас изучают в школе. В идеале, говорит Александра Осипова, подобные уроки должны проводить сами учителя – музей готов для этого предоставить всю необходимую методическую базу. Выездные занятия можно было бы проводить, например, раз в месяц или раз в квартал.
«Дети должны хотеть и ждать подобные уроки, а мы – подбадривать их интерес. Наша задача – удивлять ребят чем-то новым. Залы расположены в одном и том же месте, а экспонатов хоть и шестьсот, но некоторые из них могут находиться в экспозиции несколько лет. Поэтому было интересно поработать с такими предметами, как физика, биология, математика. Это всё возможно. Например, физику и геометрию можно изучать на объектах Владивостокской крепости», – добавляет Александра.
Тематические уроки сотрудники музея планируют проводить и с учениками других школ. Правда, площади культурного учреждения не могут принимать большое количество подростков. Поэтому, считает Александра Осипова, поучаствовать в проекте могут и другие площадки. Это, кстати, позволило бы также расширить предметный ряд.
Сегодня в музее ребятам, в том числе, рассказали о растениях Приморья, коренных народах, населяющих край, древней и новой истории региона и многое другое. Экскурсовод Елена Чернявская, например, подготовила для ребят урок, посвящённый Владивостоку в годы революции и Гражданской войны.
«Ученики пришли подготовленные, это было видно – они принимали активное участие в занятии, проявляли интерес, – рассказывает она. – Ребята получили более полное представление о тех вещах, о которых им рассказывали на уроках. Музей говорит предметами, а язык его повествования – экспозиция. Многое из того, что мы не можем объяснить словами, за нас говорят вещи, которые здесь представлены. А некоторые из них даже можно потрогать».
Десятиклассники Гордей и Фёдор, посетившие урок Елены Чернявской, особенно впечатлились деревянными счётами, на которых их учили решать задачи во время занятия. Говорят, раньше даже не представляли, что это такое.
«Урок был очень интересным. Нам рассказывали историю Гражданской войны во Владивостоке со стороны обывателей, каково им было здесь жить. На уроках же обычно это всё обобщённо преподносят, а здесь более углублённый подход», – делятся впечатлениями школьники.
По мнению учительницы физической культуры Дарьи Ханевской, которая привела на занятия семиклассников, подобные уроки привносят разнообразие в учебный процесс.
«Сложность может быть в том, как снять учеников с уроков, но мы в учебный план заложили этот процесс. Один раз в два месяца дети будут посещать музей. В нашем седьмом «Б», который я привела, есть урок по программе истории Приморского края – после сегодняшнего занятия они будут детально рассказывать учителям, что они узнали и увидели», – добавляет педагог.
Когда в музее пройдут следующие уроки, пока не сообщается.