Мэрия Владивостока отдала участок на сопке Шошина, выше гостиницы «Гранит», площадью около гектара в частные руки. Получить практически готовую стройплощадку в собственность удалось благодаря построенным здесь «капитальным объектам», а именно 10 разбросанным в хаотичном порядке гаражам, которые после заключения договора купли-продажи земли тут же испарились.
Фанерные ворота
В редакцию VL.ru обратились местные жители, которые рассказали о подозрительной деятельности на сопке. На участке 25:28:010031:4297 площадью 9 750 кв. метров, через который проходит грунтовая дорога, ранее построили десять гаражей площадью 20 квадратов. Как полагают горожане, для выкупа земли и дальнейшего строительства очередного ЖК, поскольку на этой территории предусмотрена многоэтажная застройка.
Дело в том, что, согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьёй или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Так произошло и здесь: по договору купли-продажи от 18 января 2022 года управление муниципальной собственности Владивостока предоставило этот участок собственникам расположенных на нём объектов капитального строительства. А уже в феврале эти капитальные объекты испарились.
Увидеть их теперь можно, например, на спутниковых снимках Google-карт. Или на кадастровой карте, поскольку они были поставлены на учёт как капитальные объекты.
Сейчас из 10 объектов уцелел только один – сложенный из шлакоблоков, с фанерой вместо дверей, без следов отделки, без подъездных путей и вообще каких-то намёков на то, что это строение было или планирует стать гаражом. Вместо остальных объектов можно увидеть только обломки шлакоблоков.
Но самое странное в том, как были расположены эти гаражи: в хаотичном порядке разбросаны по всему гектару. И на каждое строение приходилось около 100 кв. метров. Что для одиноко стоящего гаража необъяснимая роскошь.
Местные жители считают, что эти однотипные строения появились исключительно для того, чтобы оформить землю и продать застройщикам. Эта территория и сейчас выглядит как готовая стройплощадка. И довольно перспективная, с отличным видом на долину Первой речки.
Общий бизнес
В администрации Владивостока на запрос VL.ru ответили, что на данном участке, имеющем адресную привязку: Высокая, 27, официально приняли в эксплуатацию несколько капитальных объектов. В 2016 году ООО «Авто-стоп» выдано разрешение на строительство объекта «Здания капитальных гаражей», он был построен и введён в эксплуатацию в 2016 году. В 2017 году администрация Владивостока снова выдала разрешение на строительство объекта «Здания капитальных гаражей» в отношении указанного участка, но на этот раз физическим лицам – объект введён в эксплуатацию в 2017 году.
Фамилии этих физлиц не уточняются, но сведения о выданных разрешениях находятся в открытом доступе на сайте мэрии. Из них можно узнать, что разрешение построить гаражи на участке в районе Высокой, 27 в августе 2017 года сроком на год выдавалось Елене Лихачёвой и Игорю Смирнову. Людей с такими Ф. И. О., согласно открытым данным, объединяет общий бизнес – например, ООО «Родонит», где оба значатся учредителями. А Игорь Смирнов как раз и является директором ООО «Авто-стоп», которое построило несколько гаражей и основной вид деятельности которого – техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.
На том же сайте мэрии можно найти информацию о ещё одном физлице: Степан Оверчук получил разрешение на строительство капитальных гаражей в районе Высокой, 27 в апреле 2016 года сроком на три месяца. Ввёл ли он их в эксплуатацию, неизвестно, в ответе на запрос таких сведений нет. Человек с такими Ф. И. О. в 2018-м учредил и возглавляет строительную фирму ООО «ДВ Пром», зарегистрированную по тому же адресу, что и ООО «Авто-стоп» – Пушкинская, 25е. Кстати, на заборе по этому адресу висит рекламный баннер, предлагающий услуги по оформлению земельных участков.
Также в мэрии подтвердили факт купли-продажи и то, что земля сейчас в собственности у физлиц, не указывая, у кого именно. Записи об ограничении прав и обременении земельного участка в виде аренды в ЕГРН отсутствуют. Земельный участок имеет вид разрешённого использования – капитальные гаражи. В соответствии с картой градостроительного зонирования Владивостокского городского округа, утверждённой в составе Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) округа в прошлом году, участок расположен в территориальной зоне Ж-4, то есть в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и более). Для этой зоны хранение автотранспорта предусмотрено как условно разрешённый или вспомогательный вид использования.
Явная несоразмерность
В мэрии не назвали сумму, за которую участок кадастровой стоимостью 21 210 227.56 руб. был продан физлицам. Но работающие в сфере земельного права юристы считают, что покупка территории под гаражи обходится значительно дешевле, чем под жилищное строительство. А вид разрешённого использования можно будет легко поменять. Главное, что зона соответствует.
А вот ситуация, когда благодаря гаражам общей площадью застройки 200 квадратов продали целый гектар, в практике оформления участков в собственность в нашем городе является редкостью.
«Это 2% от общей площади. Согласно принятой практике, должно быть не менее 10%. Здесь явная несоразмерность», – отмечает собеседник VL.ru.
По его сведениям, данный участок оформлен ещё в 2014 году на юрлицо, но затем был передан физическим лицам. Впоследствии были возведены гаражи, их владельцами стали шесть человек, которые в итоге и выкупили гектар земли в собственность. Вероятно, чтобы продать или сдать в аренду застройщику.
Правда, как уточняют в мэрии, в отношении территории, на которой расположен земельный участок, утверждённая документация по планировке отсутствует. Это тот документ, который и определяет допустимые параметры будущей застройки каждого расположенного здесь участка, с учётом существующей инфраструктуры – от дорог и сетей ЖКХ до свободных мест в школах и детсадах. Его только предстоит разработать. Причём управление градостроительства администрации Владивостока обязано учитывать предложения от граждан и юридических лиц к содержанию указанной документации по планировке территории. Их можно отправить в администрацию по почте или с помощью электронной формы обращения на официальном сайте.
Строительная экспансия
Вопреки распространённым разговорам о том, что вершины сопок Владивостока нужно сохранять как важный элемент городской идентичности, благоустраивать их и создавать видовые площадки, территорию сопки Шошина, похоже, уже обрекли на застройку. Первой ласточкой стал как раз 25-этажный жилой дом «Ласточка»: застройщик ООО СЗ «Азия-Контракт», владелец – Михаил Жимолдинов. Строится на маленьком участке площадью 2 тысячи кв. метров, разрешение получено в марте 2020 года.
В том же году на заседании рабочей группы под руководством тогдашнего мэра Олега Гуменюка, в присутствии его земельного первого зама Натальи Соколовой резидент свободного порта Владивосток специализированный застройщик «Прайм парк» предложил строительство на сопке Шошина в районе улиц Высокой и Верхней сразу нескольких многоэтажных жилых домов. Судя по показанной тогда картинке, две многоэтажки предлагалось построить примерно в районе участка с исчезнувшими впоследствии гаражами. В целом эта визуализация предсказывала строительство на сопке около десятка домов разной этажности.
Учредитель ООО СЗ «Прайм парк» – Борис Поздняков, известный в городе застройщик, директор ГК «Эскадра». К примеру, прямо сейчас одна из его компаний срывает часть соседней сопки в районе гостинок на Красного Знамени, 133, чтобы построить два 25-этажных, один 9-этажный дом и паркинг.
А в декабре 2021 года мэрия выдала ещё одной компании, связанной с Поздняковым – СЗ «Смарт Девелопмент», – разрешение на строительство двух башен высотой в 19 и 29 этажей. Проект называется ЖК «Prime Park» и расположен уже непосредственно на сопке Шошина, на участке площадью в целых три гектара в районе улицы Верхней, 20. На площадке уже кипит работа.
Похоже, что участок с исчезающими гаражами остался единственным на сопке Шошина, чья судьба официально ещё не определена. Но при этом уже вполне ясна. В пресс-релизе мэрии июля 2020 года говорилось, со ссылкой на Позднякова, что застройщик планирует взять на себя строительство подъездных дорог, детского сада и школы, а также обустройство зоны рекреации на вершине сопки. Однако проект планировки, анонсированный тогда же, почти два года назад, который охватит территорию около 60 га, ещё не готов.
Местные жители говорят, что эта территория при грамотном планировании города могла бы составить конкуренцию Нагорному парку. Но поскольку сейчас улица Верхняя – это в основном пустыри, авторазборки и редкие частные домики, с владельцами которых застройщикам пока удаётся договариваться, вряд ли кто-то выйдет на митинги, чтобы её отстаивать.