Планировку острова Елены утвердили под застройку в первоначальном виде без учёта мнения музея-заповедника «Владивостокская крепость», который владеет там несколькими объектами культурного наследия. Учреждение не смогло набрать большинства голосов, а обычных жителей города, не имеющих во владении или пользовании на острове недвижимости и земельных участков, к обсуждению не допустили.
Константин Шестаков утвердил проект планировки и межевания территории на острове Елены. Часть острова уходит под застройку жильём комфорт-класса и социальными объектами, часть «отдают» под планируемый мост и съезд с него. Документация утверждена в изначальном виде.
ППТ острова Елены был опубликован в сентябре 2021 года, на его обсуждение отводилась всего одна неделя. VL.ru подробно описывал, что предполагается построить на этой территории: жилые дома, школу, детский сад, несколько спортивных объектов и некий «пляжный клуб». Строительство должно осуществляться в пять этапов, до 2030 года.
Заключение об обсуждениях было опубликовано мэрией 29 сентября. В нём указывалось, что мнениями обменивались 29 участников. На самом деле их было всего два: ФГБУК «Государственный музей–заповедник «Владивостокская крепость» и ООО «КВАРТАЛ Девелопмент». Ещё 15 человек – вероятно, обычных жителей Владивостока – к обсуждению не допустили по одной причине: «постоянная регистрация гражданина РФ за пределами территории, в отношении которой разработан проект планировки территории».
У московского ООО «КВАРТАЛ Девелопмент» (или иначе – «Квартал Д»), занимающегося покупкой и продажей недвижимого имущества, на острове есть четыре собственных земельных участка – они отражены на кадастровой карте. Однако, как оказалось, все объекты капитального строительства (в основном руинированные дореволюционные здания) также принадлежат компании. На этом основании у одного участника было целых 22 голоса – по одному за каждый объект и участок. И все эти голоса отданы за утверждение проекта.
Музей-заповедник, в свою очередь, снова попытался «отбить» культурное наследие, но без особого успеха, поскольку никаких корректировок в документацию внесено не было. Всего на острове Елены восемь зарегистрированных объектов культурного наследия (ОКН) федерального значения. Часть их уже передана музею, другие ещё принадлежат казне РФ, но планируется и их передача.
Однако до настоящего времени зоны охраны ОКН, расположенных на острове Елены, не утверждены. Для таких объектов устанавливаются защитные зоны в качестве временной меры – она составляет 100 метров от внешних границ территории (в данном случае кадастрового участка). В проекте планировки, как указывает музей, планируемые для дальнейшего строительства около двух объектов («Батарея Ларионовская южная» и «Ларионовский запасный пороховой погреб») участки сформированы таким образом, что не учитывают наличие даже защитных зон.
Также на территории возможной застройки оказываются и объекты, которые пока не зарегистрированы официально, но имеют все признаки культурного наследия. Большая часть острова ранее не использовалась, так что на нём сохранились практически в нетронутом виде дорожная сеть, элементы узкоколейной железной дороги, дренажные тоннели, камеры и потерны, казармы и прочие «административные» здания и сооружения, относящиеся к крепости. Но в ППТ их наличие не учитывается вовсе – то есть никаких исследований местности по факту не производилось, хотя при разработке таких документов изыскания обязательно входят в работы.
«Представленная проектная документация направлена исключительно на освоение территории острова Елены. На территории, подлежащей освоению под строительство, абсолютно не учитывается необходимость сохранения ОКИ в их исторической среде, в том числе необходимость сохранения уникального природного ландшафта», – говорится в возражении музея.
Но учёные и хранители истории по итогам общественных обсуждений оказались в меньшинстве. При утверждении документации, судя по итоговому варианту, это письмо тоже не было принято во внимание. Отметим, что уже несколько лет власти города и края собираются развивать туристический потенциал города, в том числе и с помощью восстановления объектов крепости, однако пока мало кто спешит сохранить исторические строения.