Во Владивостоке, Артёме и Надеждинском районе установлено 720 оранжевых контейнеров под сбор вторсырья. В ближайшее время проект расширится на Уссурийск, на очереди – Находка. Однако в целом реализация проекта идёт довольно неторопливо – муниципалитеты и УК медленно строят новые площадки и модернизируют старые.
Как рассказал VL.ru заместитель директора КГУП «Приморский экологический оператор» Сергей Лазарев, со стороны регоператора особых проблем нет – контейнеров для раздельного сбора хватает, в начале года поступило ещё 650 таких оранжевых баков по субсидии от правительства РФ. Сейчас их распределяют по Владивостоку, Артёму и Надеждинскому району.
В ноябре 2020 года, напомним, был установлен первый контейнер. В октябре 2021-го их было 400, к февралю 2022-го стало 720. Подключение новых территорий идёт медленно, новичок в 2022 году пока только один – Уссурийск.
«Поскольку на последнем этапе требуется досортировка, сначала нужно подготовить линию. В Уссурийске она была законсервирована, сейчас запущена, – объясняет Сергей Лазарев. – Также город ещё в 2020 году построил 154 площадки для ТКО – это отличный показатель. При этом место для наших контейнеров под раздельный сбор тоже было предусмотрено».
В Находке, как уточняет замдиректора ПЭО, сортировочный комплекс строит частный инвестор. Несмотря на высокую степень готовности, сырьё на сортировку там пока принимать не готовы. По планам запуск произойдёт в этом году. На текущем этапе это автоматически исключает из проекта по раздельному сбору не только Находку, но и Фокино и Большой Камень.
«Контейнеров для раздельного сбора у нас хватает. После подключения Находки поставим им 100-200 единиц. Так же и с техникой – сейчас обслуживанием Владивостока, Артёма и Надеждинского района занимаются три специальные машины, которые возят только вторсырьё на переработку, а не обычный бытовой мусор. Мы видим объёмы и маршруты, при необходимости увеличим количество машин. Поскольку подключаются новые города, в этом году планируем увеличить парк ещё минимум на две машины. С расширением Уссурийск и Находку будут обслуживать по две единицы техники, а Владивосток и пригороды – четыре», подсчитал Лазарев.
По его словам, ежемесячно природоохранный прокурор присылает регоператору на ознакомление три-четыре судебных решения и примерно такое же количество предписаний. По закону оборудовать площадки для ТБО должны муниципалитеты, а на придомовых территориях – УК и ТСЖ, но даже проигранные суды не увеличивают скорость строительства. Наиболее сложная ситуация – во Владивостоке.
«Нам не хватает площадок, муниципалитеты и управляющие компании строят новые крайне медленно, – говорит Сергей Юрьевич. – Хотя требования не особо строгие – никакие навесы и ограждения не требуются. Только место, твёрдое покрытие и нормативная высота. Зачастую площадки бетонируют по 30-40 сантиметров. Контейнеры для раздельного сбора на колёсиках, их машина с таких возвышений забрать не может. Поэтому иногда приходится ставить оранжевые баки не на площадке для ТБО, а рядом. Чего, конечно, быть не должно».
Однако есть и хорошие новости – количество отдаваемого на переработку мусора неуклонно растёт. По данным регоператора, за год в Приморье количество вторсырья, собранного по программе раздельного сбора, выросло более чем в 9 раз – с 6,7 до 62,5 тонны.