Во вторник, 7 декабря, на Семёновской, 19 установили памятную табличку – здание построили в конце XIX века как буддийский храм Урадзио хонгандзи. На торжественной церемонии присутствовали сотрудники администрации Владивостока, генеральный консул Японии Ёсида Кэнсукэ, директор АНО «Японский центр» Осаму Миягава и доцент кафедры японоведения ДВФУ Зоя Моргун.
На табличке, установленной на входе в здание, написано, что с 1894 по 1904 год здесь действовал японский храм Урадзио хонгандзи, а первым настоятелем был Тамон Сокумё. Тут же находилась начальная школа для японских детей «Нихон сёгакко», а первым учителем стал Санами Такэо. Позже обещают сделать ещё одну табличку на японском языке.
Бывший храм пережил масштабную реконструкцию: внутри всё было переделано, надстроены третий этаж и мансарда. Исторический вид фасада первых двух этажей в целом удалось сохранить. Памятную табличку установили по инициативе нынешнего владельца здания Сергея Лукьянова.
«Для японской общины это знаковое место. Что значит Урадзио хонгандзи? Первое слово – это Владивосток по-японски, а второе – название буддийской секты, находящейся в Киото. Там у них два направления – Хигаси (восточный) хонгандзи и Ниси (западный) хонгандзи. Храм, открытый на Семёновской, 19, – первое зарубежное отделение Ниси хонгандзи во Владивостоке. На тот момент во Владивостоке жили от 1 до 3 тысяч японцев. В 1904-м, с началом русско-японской войны, оно свою деятельность прекратило. После войны вернулось, но до конца аренду продлевать не стало. Новый храм в 1914 году построили и открыли на Октябрьской, он проработал до 1937 года. Сейчас на этом месте стоит памятный знак, здание не сохранилось», – рассказала корреспонденту VL.ru доцент кафедры японоведения ДВФУ Зоя Моргун.
По её словам, во Владивостоке есть несколько памятных знаков, посвящённых японским страницам истории города. Например, у Покровского парка стоит «поэтический камень» в честь поэтессы Ёсано Акико, которая была проездом в 1912 году. В бывшем Институте нефти и газа ДВГТУ на Алеутской в начале XX века находилось три магазина японских предпринимателей Наодзо Хориэ, Сэноо и Оота. Здание судебной коллегии по гражданским делам на Океанском проспекте со знаменитыми грифонами – бывшее японское консульство. А в Краснознамённом переулке, 5 родился японский композитор Ирино Ёсиро.
«Япония и японцы – неотъемлемая часть не только дореволюционного, но и советского периода архитектурной истории нашего города. В 1945-1948 годах японские военнопленные участвовали в строительстве стадионов «Авангард» и «Строитель», Театра молодёжи на Светланской, ротонды на улице Набережной, коттеджей на Пушкинской, некоторые из которых сохранились до наших дней», – добавила Зоя Моргун.