Двухэтажный жилой дом на Аксаковской, 7 в центре Владивостока – возле строящегося музейно-театрального комплекса – в спешном порядке был признан аварийным, хотя как внутри, так и снаружи строение выглядит благополучно. В декабре 2021 года жильцов собираются расселить, но большинство из них против переезда.
Один из главных вопросов, которые задают люди: каким образом их дом был признан аварийным? Все опрошенные говорят о том, что с заявлениями о подобном ни в какие структуры они не обращались. А рядом есть дома, которые «чувствуют себя» гораздо хуже, но там люди будут жить ещё долго – речи о сносе этих строений и переселении никто не ведёт.
В заключении о техническом состоянии объекта по адресу: Аксаковская, 7, которое подготовило ООО «Солид ДВ» в 2020 году (имеется в распоряжении редакции), использованы фотографии помещения, кровли, перекрытий. Но как пояснили жильцы, сделаны эти снимки были ещё до капитального ремонта – в 2015 году. На устаревших фото и строятся выводы экспертов.
«Учитывая, что срок эксплуатации многоквартирного жилого дома истёк, объём работ, необходимый для устранения дефектов и повреждений, существенный, физический износ составляет 80%, стоимость капитального ремонта многоквартирного жилого дома – от 100 до 120% от восстановительной стоимости, а значит, проведение восстановительных работ нецелесообразно», – говорится в экспертном документе.
Как рассказали жильцы дома по Аксаковской, за последние пять лет в здании фактически был произведён капитальный ремонт: заменена кровля, проведён водопровод и канализация. Притом сделали эти работы люди за счёт собственных средств, хотя ранее и пытались обращаться в администрацию города.
Часть квартир в этом доме сдаётся жильцам по социальному найму. Одним из нанимателей является Маргарита, которая крайне отрицательно относится к возможному переселению.
«Нам предлагают одну трёхкомнатную квартиру, хотя первоначально по ордеру у меня было две квартиры, но мы их объединили. Со мной живут два сына: старшему – 37 лет, он живёт с девушкой, у младшего – жена и ребёнок. Я никого не прописывала, потому что мне кто-то сказал, что это не в моих интересах. А сейчас нам дают трёхкомнатную квартиру. Вот и представьте, что в одной «трёшке» будут жить двое мужчин, маленький ребёнок и нас трое женщин на одной кухне. Меня это не устраивает! С другой стороны, мы сейчас живём в центре города, а квартиры дают на Русской, за Тысячекоечной больницей», – рассказала Маргарита.
Пообщался корреспондент VL.ru и с собственниками. Игорь является сторожилом дома, принимал активное участие в его ремонте, чтобы сделать условия жизни более комфортными.
«Мы относимся к расселению резко отрицательно! Вы видите аварийную обстановку в этом доме? Я думаю, и в нормальных домах всё выглядит хуже. Было дело, что с администрацией боролись, чтобы сделать ремонт. В итоге провели воду и канализацию за свои деньги. Когда надо было, мы стучались во все двери, но власти бездействовали, а сейчас дом [неожиданно] признали аварийным», – рассказал Игорь.
Внутри квартиры ровные стены, никаких подтёков и трещин нет, красиво и уютно – об «аварийности» напоминают только документы, которые приходят к жильцам в последнее время с завидным постоянством.
В доме используется печное отопление, хотя в отдельных квартирах для обогрева жильцы применяют и электричество.
«Печное отопление – это очень здорово. Дадут нам какую-то квартиру, и во что мне, пенсионеру, будет обходиться содержание жилья? Я печь топил позавчера, а тепло до сих пор. Мы не зависим ни от электричества, ни от системы отопления, у нас всегда нормально», – рассказал Игорь.
Ещё один собственник Василий приобрёл однокомнатную квартиру в апреле 2021 года с помощью ипотечного кредита.
«Вы видите, ремонт у меня в квартире очень прогрессивный и качественный, – отметил Василий. – Признать дом аварийным, посетив моё жильё, крайне сложно. Когда началась вся эта суета, речь шла о трёх домах на Аксаковской. А сейчас фигурирует только один наш дом. Почему? Неизвестно».
Василий пересказал корреспонденту VL.ru краткую историю признания дома аварийным: для этого трижды собиралась специальная комиссия, а окончательно здание стало «непригодным для жизни» 2 сентября. Документы о том, что люди должны снести свой же дом, они получили в местном отделении почты 29 октября: по закону сами собственники должны сделать это «в разумный срок за счёт их собственных средств».
«Первую комиссию [по признанию дома аварийным] провели без уведомления. Нам было выслано уведомление задним числом, и на собрание прийти мы не могли. Она была ещё летом этого года, и тогда дом также признали аварийным, но из-за нарушений решение [комиссии] отменили. Потом была вторая комиссия, но на ней говорили о том, что необходимо освободить эту территорию под нужды культурного центра. В начале сентября приезжала делегация вместе с главой Владивостока, а после уже [окончательно] признали дом аварийным. <...> После комиссии стали приходить письма. По одному из них мы должны были до 2 ноября снести дом самостоятельно. Если бы мы это сделали, то на освободившейся земле могли бы после ряда экспертиз и проверок построить новый дом. Но из-за крайне сжатых сроков сделать мы этого не могли, и поэтому земля в соответствии с законом отошла администрации», – сообщил Василий.
По поводу того, что получат собственники, если решение о признании дома аварийным останется в силе, вопрос сейчас открыт. Василий и Игорь никаких предложений о компенсации не получали. В прошлом году квартира на Аксаковской, 7 продавалась за 4,5 млн рублей. Сейчас цены на недвижимость выросли.
«На Аксаковской стоимость одного квадрата жилой недвижимости около 300 тысяч рублей. Но она возрастёт, когда будет введён в эксплуатацию музейно-театральный комплекс. Очень бы не хотелось получить компенсацию по кадастровой стоимости, если произойдёт выселение, так как она сильно отличается от рыночной», – рассказал Василий.
Отметим, дом на Аксаковой, 7 был построен в 1954 году. Площадь занимаемой земли вместе с придомовой территорией – 1356 кв. м. Как ранее сообщала мэрия, вскоре начнётся оформление с собственниками соглашений о выплате возмещения за изымаемые объекты недвижимого имущества: земельный участок и жилые помещения. Но если жители откажутся подписывать соглашение, то этот вопрос будет решаться через суд – допускается и принудительное изъятие жилого помещения.