Ровно год назад Владивосток оказался во власти очередного природного катаклизма, который тут же назвали «ледяным дождём». 19 и 20 ноября циклон, который начал своё разрушительное шествие с дождя, а закончил хорошим морозцем, сковал льдом дома, тротуары, машины, линии электропередачи и напрочь парализовал жизнь Владивостока на несколько дней. За три недели режима ЧС город вернули к относительно работоспособному состоянию, но от всех последствий «ледопада» не удалось избавиться даже за год. VL.ru вспоминает, как это было и чем закончилось.
Дождь пошёл ночью 19 ноября. А к утру дороги и тротуары уже покрылись коркой льда. Начали ломаться деревья во дворах, замёрзли городские трамваи, шквальный ветер обрывал провода. К середине дня уже стало понятно, что погодные условия уверенными темпами приближаются к катастрофическим.
В середине дня всю страну облетели кадры смятого Nissan X-Trail, на который с крыши дома № 34 на Нейбута рухнула бетонная плита. Водитель успел отскочить от машины и остался цел и невредим. Александр, с днём рождения! Через несколько месяцев директора управляющей компании оштрафовали на 25 тысяч рублей за ненадлежащее обслуживание дома. Сам директор винил интернет-провайдеров, которые не закрепили на крыше провода и не убрали с них лёд. Отяжелевшая проводка «утянула» вниз козырёк надстройки.
Но вернёмся. Шли часы, а город всё леденел. Владивостокцы стали шутить, что фильм-катастрофа «Послезавтра», оказывается, документальный, а не художественный. Тогда мы ещё не знали, что этот ледяной дождь с нами надолго. Олег Кожемяко говорил, что на ликвидацию последствий потребуется год. Вот он прошёл – а последствия ещё остались.
Без воды, света и тепла
В результате прохождения циклона 19-20 ноября в Приморском крае без энергоснабжения в разные периоды оставалась 181 тысяча человек, без тепла – 48,1 тысячи человек, без водоснабжения – 71,2 тысячи человек.
Уже к 8:00 19 ноября сервис «Отключения воды и света» на VL.ru зафиксировал около 1900 жалоб на отсутствие коммунальных услуг. К 20 ноября без электроснабжения оставались более 1700 домов, более 1000 – без отопления, горячей или холодной воды. В сотнях домов не было вообще никаких благ цивилизации – ни света, ни воды, ни тепла. Из-за обрыва проводов пропало электроснабжение, в том числе на насосных станциях и тепловых узлах.
Больше всего пострадали Чуркин, острова Русский и Попова. Однако были проблемы и в других районах города, особенно в тех местах, где сетедержателем является «Оборонэнерго». Например, несколько десятков домов (и частных, и многоквартирных) на Эгершельде оставались без света до конца ноября.
В абсолютных цифрах больше всего пострадали жители Чуркина. Именно здесь было больше всего обесточенных домов. Света не было с 19 по 25 ноября, то есть почти неделю. В первые дни не было и воды с отоплением – спустя несколько суток после стихийного бедствия насосные станции были подключены к генераторам.
К утру 25 ноября новые временные высоковольтные ЛЭП на Морском кладбище взамен упавших наконец-то запитали, свет вернулся в дома. Постоянные линии ЛЭП были поставлены только 2-3 декабря, то есть спустя 13 дней после циклона. В эти дни у закалённых невзгодами жителей Чуркина света не было всего лишь в течение рабочего дня.
Русскому острову с ветхим электросетевым хозяйством повезло меньше – свет в бывших военных посёлках (ДВФУ не в счёт) начал постепенно появляться только к 30 ноября благодаря доставленным генераторам. Спустя почти две недели после ледяного шторма, ко 2 декабря, региональное правительство и «Оборонэнерго» отчитались, что все сети высокого напряжения на острове восстановлены, свет уже вернулся в дома большинства местных жителей, а оставшимся включат в течение пары дней.
Несмотря на официальные заявления о том, что электроснабжение острова Русского полностью восстановлено, население регулярно лишалось света – часто без предупреждения и объяснения причин. Энергетики «Оборонэнерго» устраняли обрывы, но ждать людям приходилось долго.
А вот на дорогах свет начали восстанавливать совсем не так скоро. На трассе Седанка – Патрокл оборванные провода заменили через три месяца, на Де-Фризе – до сих пор горят не все фонари.
Интернет-провайдеры тоже не особо торопились с восстановлением своих сетей. Некоторые горожане ждали нормального интернета больше месяца, пока краевое министерство цифрового развития не стало жаловаться на них в профильные органы.
Сейчас в Приморском крае всё ещё модернизируют электросетевое хозяйство. Новые ЛЭП появились на Русском острове и на Чуркине. Где-то провода убирают под землю, где-то меняют на более прочные, которые не перехлёстываются от ветра. Но в большинстве своём, увы, горожане всё ещё наблюдают старые и ржавые ЛЭПки с разросшимися под ними деревьями. Об итогах административных и уголовных дел, возбуждённых по итогам массовых прокурорских проверок, ничего не известно.
Денег – как листьев в лесу
Примерно столько в итоге потратили на уборку деревьев и веток с городских улиц после ледяного дождя. И это почти не шутка – администрация Владивостока в течение полугода только и делала, что заказывала эту услугу. Мы подсчитали, что к апрелю сумма уже подкралась к 100 млн рублей, а к лету уже и вовсе перевалила за эту цифру. Но горы веток и недопиленных стволов так и валялись по всему городу. Согласно опубликованным контрактам, на территории города под корень спилили леса, по площади равные Ботаническому саду, что, конечно же, совершенно не соответствует действительности. Массовая вырубка была, но не в таких масштабах, а лишь для уборки деревьев, представляющих опасность для жизни горожан.
Напомним, после ледяного дождя во Владивостоке пострадало более 40 тысяч деревьев – к ним относятся не только погибшие, но также и выжившие деревья, лишившиеся веток. Напугала горожан спиленная Тополиная аллея. Правда, тополя растут очень быстро, и уже к сентябрю аллея совершенно преобразилась.
Сколько денег на самом деле ушло на вывоз, а сколько прошло мимо, наверное, уже никто и не узнает. Но подобная организация уборки стала ещё одним минусом «в копилочку» Олега Гуменюка. Новый градоначальник, Константин Шестаков, тоже успел поучаствовать в уборочной эпопее. Но при нём кучи веток, лежавшие полгода, вроде, окончательно убрали.
Отдельно стоит отметить, что субботники проводились один за другим с декабря по май, только вот мусор всё равно оставался на местах.
Коммунальный ад
К слову, о мусоре – ледяной дождь снова заблокировал дороги мусоровозам. Контейнеры переполнились за сутки, а на уборку потребовались недели.
Олег Гуменюк перед Думой города отчитывался о том, что слой льда после циклона достигал 35 см – его даже ковши экскаваторов не пробивали. Наш бывший мэр любил приукрасить ситуацию, но здесь он говорил чистую правду.
Городские службы оказались совершенно не готовы к коллапсу. Только на третий день на обесточенном Чуркине стали появляться полевые кухни, начали раздавать газовые печки и баллоны. Замёрзшие и озлобленные люди справедливо возмущались происходящим. Зато 23 ноября новоназначенный министр по развитию Дальнего Востока Алексей Чекунков жизнерадостно заявил, что пик кризиса пройден, после чего его долго ещё вспоминали добрыми словами жители Владивостока.
С уборкой дорог тоже было не всё гладко. Из-за снега и льда людям было некуда ставить машины, а снегоуборочная техника из-за припаркованных автомобилей не могла подобраться к снежным кучам. В этом порочном круге все стороны винили друг друга. VL.ru хотел было помочь и выяснить у мэрии, где будет проводиться ночная уборка, чтобы предупредить об этом горожан. Тогда люди бы поставили машины в другом месте, а дорожная техника смогла бы убраться без проблем. Только вот выяснилось, что у мэрии нет заранее согласованного плана действий хотя бы на сутки. Надеемся, что год спустя администрация всё же сделала выводы и начнёт теперь формировать списки заранее.
Транспортный коллапс
Пожалуй, одним из наиболее значимых событий во время ЧС стало закрытие Русского моста. Это произошло утром 21 ноября из-за обледенения вант и падения с них льда. Никто тогда не думал, что это надолго. К 17 часам для перевозки людей, застрявших на острове, отправили единственный паром «Босфор Восточный».
В итоге с 21 ноября по 6 декабря, то есть за 15 дней без сообщения между островом и материком, «Босфор Восточный» бесплатно перевёз на Русский и обратно 63 829 человек и 4635 автомобилей. Всего было сделано 136 рейсов. Тогда мэрия заявила, что до конца года по трём договорам перевозчику за дополнительные рейсы было переведено около 9,4 млн рублей. Отметим, что со 2 по 6 декабря ТОФ на своих военных катерах перевёз ещё 2000 человек и 110 единиц техники.
В ДВФУ, единственном месте на Русском острове, где все эти дни был свет, тепло и вода, был развёрнут пункт временного размещения. По информации от пресс-службы, ДВФУ разместил в своих общежитиях 700 человек. Примерно половина из них – студенты вуза, остальные – жители Русского острова и те, кто все эти дни восстанавливал жизнеобеспечение острова – лесники, энергетики, водители грузовиков с оборудованием и питанием.
Остров Попова тоже сидел без морского транспорта, потому что паром один, а людей много. И если кто-то надеялся, что «морская блокада» станет для властей уроком и они восстановят регулярные пассажирские морские перевозки, то увы. Паром всё ещё один – старый и «заезженный». Мы рассказывали, как так вышло и куда делись остальные суда. Людям, застрявшим на острове, помогали коммерческие компании и владельцы частных катеров и яхт. Тогда, кстати, выяснилось, что навигацию для маломерных судов в Приморском крае закрыли задним числом, а исключения для помогающих никто не сделал. Люди курсировали между материком и островом на свой страх и риск. В этом году навигацию, кстати, закрыли 15 ноября.
Сколько стоит катастрофа
Олег Кожемяко озвучил цифру в миллиард рублей – это только размер ущерба, нанесённого стихией. Работы по восстановлению инфраструктуры стоят гораздо дороже. Вот, например, недавно губернатор говорил, что «РусГидро» вкладывает в сети около 15 млрд рублей. «Оборонэнерго» – ещё миллиард.
Несчитанные миллионы за вывоз веток и уборку снега мы уже упоминали. Гуманитарная помощь населению обошлась ещё в 5 млн рублей, многократные рейсы парома – в 10 млн рублей. Всего в городе планировалось потратить на ликвидацию последствий 350 млн рублей.
Можем повторить?
По прогнозам синоптиков, снег с дождём придут во Владивосток в начале следующей недели. Главный метеоролог края Борис Кубай уверяет, что ледяной дождь, во всяком случае такого масштаба, городу не грозит. Но в любом случае жителям лучше заранее запастись газовыми печками, баллонами, водой и прочими предметами первой необходимости. Ведь неизвестно, какую «работу над ошибками» провели чиновники на самом деле, а не только в отчётах.