«Умные» остановки во Владивостоке уже второй год работают как неофициальные ночлежки для бездомных. Минувшей ночью корреспонденты VL.ru пообщались с постояльцами нескольких павильонов, которые объяснили, почему оказались здесь. Бомжи, маргиналы и опоздавшие на электричку приезжие говорят, что любят остановки за тепло и крышу над головой, но, конечно, были бы рады появлению полноценных приютов.
Самая новая «умная» остановка у зарядной станции электробусов в районе Луговой уже стала точкой притяжения для людей без определённого места жительства. Граждане, которым некуда податься, приходят сюда по ночам, чтобы согреться. В чёрном павильоне, где пока не горит свет, собираются мужчины и женщины. Здесь они спят вместе со своими сумками и пакетами среди окурков, едят, выпивают, а затем снова ложатся дремать. Из-за мусора и отвратительного запаха после таких ночёвок в павильоны чураются заходить пассажиры автобусов.
Когда заходишь внутрь, сразу чувствуешь запах прокуренного помещения и потной одежды. Перед нами под одеялом на первой железной лавочке лежит молодой человек Александр. Другие бездомные говорят, что он хороший человек и чуть ли не единственный из них, кто не употребляет алкоголь. Попытки его разбудить успехом не увенчались, уж больно глубокий, видимо, был сон, или же он просто притворялся.
На другой скамейке в зимней куртке и шапке дремала женщина, которая оказалась довольно разговорчивой. Представляться она не пожелала, зато рассказала о своей жизни. По её словам, она 35 лет работала дояркой в Раздольненском совхозе. Сейчас у неё есть пенсия и квартира в доме № 60 на Луговой, но ей очень нравится спать на улице. Из родственников у неё есть дочь, которая живёт в Германии. «Здрасьте, ваша тетя! Мне 65 лет. Чё я должна работать, если я получаю пенсию? Маловато, конечно. Скажи этому... Кожемяко, чтоб добавил... Мне нравится спать на улице... А я пошла, получила пенсию. Хочу пью, хочу гуляю», – сказала гостья «умной» остановки.
По словам женщины, бездомные называют между собой «умные» остановки «аквариумами». Их они любят за защиту от ветра и дождя. А поскольку павильоны сами по себе дорогие, в них бомжи могут защититься от агрессивной молодёжи – это гарантия, что их не сожгут живьём, как это бывало в прежних остановках, говорит женщина.
Тут же любительница бомжевать позвала журналистов пройти в другую «умную» остановку – оранжевого цвета, чтобы снять в ней, как она выразилась, «клёвый репортаж». В оранжевой остановке ей веселей, потому что там, как она говорит, есть свет и мужики. Это, кстати, тот самый павильон, где часто в прошлом году ночевал бомж Вова по кличке Ван Дамм.
Перейдя дорогу в неположенном месте, женщина встретила двух мужчин и женщину. С напитками и едой в пакетах они зашли в оранжевый остановочный павильон. Внутри они принялись пить, есть и веселиться. При этом сказали, что алкоголя у них нет.
Один из друзей женщины представился Александром, его рука – в гипсе. Сказал, что во Владивостоке он временно на заработках, а самому ему надо добраться до Новосибирска. По его словам, работал на некоего подрядчика на Шилкинской и сломал руку, после чего лежал в Тысячекоечной больнице. Вот уже два дня после выписки Александр скитается. «Если дадите мне 120 рублей... Вот здесь аптека, я схожу куплю обезболивающее, – объяснил сибиряк. – Да мы не пьём, здесь только «Шмаковка».
Как ехать до столицы Сибири, мужчина точно не знает, ведь денег у него нет, поэтому думает топать на своих двоих. В «умной» остановке он проводит ночи, потому что лучшего места не найти. По его словам, мог бы ещё подойти молитвенный дом, но в нём нельзя курить, поэтому Александр туда ни ногой.
С ним был мужчина постарше в рубашке, поверх которой надет кардиган. Просил не снимать их «мероприятие». Спутницы называли его Виталием. Мужчина лет 50 на вид сказал, что сам он из Анисимовки и по профессии моряк, механик, ждёт очередного рейса. При этом признал – периодически ночует в новых остановках, так как документов у него нет. Паспорт, по его словам, украли малолетки. Очень жалуется на агрессивных подростков и сетует, что нет защиты от полиции. «Вот когда губернатор построит дом для таких людей, которым нужен ночлег? Чтоб люди не бичевали по остановкам! Вот где наш губернатор? За кого голосуем?» – восклицал Виталий.
Тут же в эмоциональную беседу вступила Марина. Говорит, что она не бездомная, а опоздавшая на электричку жительница Тавричанки, которая во Владивостоке работает поваром допоздна. «Работаю до 22:00 или до 22:30 на разных работах. Вот не успела на электричку – и где мне ночевать? Нет же в городе такого специализированного места для людей. Эту проблему надо решить, – сказала Марина. – Пусть будет такой человек в городе, который обустроит места для людей из деревень, что приезжают к вам на заработки. Бывает, что ночевать негде, зарплата ещё не подошла, а у тебя 50 рублей в кармане».
Ещё одна «умная» остановка у городского цирка стала местом для ночлега Александра. Он бывал в местах лишения свободы, после возвращения отсудил жильё у сестры, но потом потерял паспорт, из-за чего, по его словам, не может добиться от приставов возврата жилплощади. Так и оказался на улице. Не работает, потому что болен ВИЧ, туберкулёзом костей, гипертонией и эпилепсией. В новых павильонах он ищет спокойного сна и безопасности от малолеток, которые избивают бомжей. Сказал, что ему как-то такие ребята устроили «газовую камеру». «Им по 19-20 лет. Приезжают на мопедах, открывают дверь, травят газом. Мне так всю гортань сожгли. Два баллона в щель суют и дверь держат. А я тут ношусь, как крыса. Бьют по телу, везде, но не убивают – боятся. Духа у них нет убивать», – рассказал Александр.
В «аквариуме» на «Проспекте 100-летия Владивостока» спал Геннадий. В отличие от других, он перед сном разулся. Ботинки поставил на лавочку рядом с головой – вероятно, чтобы другие бездомные не украли. С корреспондентами общался в полусне. «Я никогда никого не обидел и не обижу никогда... [В остановке сплю, потому что] это моя природа», – сказал Геннадий. В то же время он успел пояснить, в пассажирских стеклянных павильонах он не постоянный гость. Готов был бы, как и другие бомжи, пойти в приют.
Сергея ночью мы встретили на «Фирсова». В куртке и джинсах он растянулся на железной лавочке, прятал лицо под капюшоном, но хорошо были видны уже седые волосы и брови. Общался с журналистами неохотно, но производил впечатление порядочного человека. Сказал, что раньше работал строителем, сам – из Владивостока, района Второй Речки. Когда-то, говорит, жил в квартире с супругой. Но после её смерти три года назад жильё отошло внучке, а у самого не осталось ни кола ни двора. «Тут крыша есть, теплей!» – объяснил Сергей свои ночёвки в «умных» остановках. И больше особо не желал общаться.
Напомним, ранее в пресс-службе УМВД города комментировали, что полиция не может решить вопрос поиска приюта для бездомных. В городе нет спецприёмников для людей без определённого места жительства. В пресс-службе мэрии подтверждали отсутствие муниципальных приютов для бомжей.
Тем временем вопрос с дорогостоящими «умными» остановками не могут решить уже второй год. Они до сих пор не подключены, да и толком не охраняются. Ранее Константин Шестаков предлагал взять их под контроль вневедомственной охране.
Отметим, при обнаружении бездомных, находящихся в опасной для них ситуации, можно звонить в «Приморский центр социального обслуживания населения» по телефону: 260-43-19.