В среду, 25 августа, большая часть работ проекта «Мы – Дальний Восток» закончена. На главных владивостокских улицах от Маковского до въезда на Русский мост теперь можно увидеть изображения, презентующие все 11 дальневосточных регионов. Всего с начала августа было расписано более 3000 кв. м подпорных стен.
Как уточняет начальник отдела архитектуры и дизайна городской среды администрации Владивостока Павел Шугуров, идея сделать муралы (разновидность монументальной живописи на габаритных архитектурных сооружениях), посвящённые всем регионам Дальнего Востока, в мэрии возникла ещё в конце прошлого года. Эскизы отправляли дальневосточные регионы. Якутия, Еврейская автономная область и Сахалин даже устраивали открытые конкурсы на выбор лучшей работы.
«Проект – художественная попытка осознания Владивостока как столицы Дальнего Востока. Понятно, что у любого благоустройства, идущего в течение года, есть финальная точка. У нас это происходит к концу лета - началу осени, к ВЭФ. Но напрямую с форумом это не связано», – отмечает Павел Шугуров.
Почти все работы за 3 млн рублей выполняет подрядчик, сотрудникам помогают студенты художественного училища. Больших сложностей здесь нет – все площади заранее измерены и размечены, в работе задействован проектор, который помогает масштабировать эскиз на стены. Единственное исключение – изображение Амурской области. Здесь эскиз воплощал в реальность сам автор, опытный муралист Павел Орез.
Где рисунки?
Из всех работ дорисовать осталось только Анадырь (Чукотка) и Биробиджан (Еврейская автономная область) на Маковского (в районе 14-го километра и «Академгородка»). В первом случае изобразят гонку традиционных народностей на ездовых собаках, маленькую лодку в море, белого медведя и северного оленя. Во втором случае можно будет оценить местную архитектуру – железнодорожный вокзал, синагогу, памятники известным деятелям. Надпись «Биробиджан» будет продублирована на идише. Полностью все рисунки будут готовы к концу рабочей недели.
Зато остальные муралы уже готовы. На улице Павленко (остановка «Покровский парк») подпорка лишилась уже изрядно выцветшей за десять лет росписи на историческую тему – теперь здесь рисунки Камчатки и Забайкалья. Отметим, что сфотографировать их непросто – спуск к Алеутской рядом с подпоркой днём плотно заставлен автомобилями. Северо-восточный край России здесь презентуют морские котики, коренные народы и памятники русским первопроходцам - основателям региона. А рядом с надписью «Забайкалье» красуется летящий одноглавый червлёный орёл, изображённый на гербе области, и Читинский дацан. В центре панно, между словами «Камчатка» и «Забайкалье», – надпись «Чита» и стела «К Великому океану», установленная в начале Забайкальской железной дороги.
Если ехать на Русский остров, то после съезда с Золотого моста на подъезде к остановке «Зелёный остров» (в районе Калинина, 271) вы увидите мурал Хабаровска. Здесь изображены памятник Николаю Муравьёву-Амурскому, монумент Ерофею Хабарову, порт, самолёты, амурский тигр в тайге.
В районе Окатовой, 21 (подъём к одноимённой остановке и кольцу Запорожской) – мурал Якутии. Рисунок выполнен в нарочито яркой, даже немного сюрреалистичной манере и в основном изображает местную природу.
Если не подниматься к Запорожской, а продолжать движение к Русскому острову, то по левой стороне на двух подпорках (в районе Героев-Тихоокеанцев, 5а) вы увидите изображения Бурятии и Амурской области. В первом случае нарисованы виды Улан-Удэ – прогулочные зоны, здания, в том числе буддийские храмы, юрты в степях. А Амурская область – концептуальный красно-сине-белый рисунок, в котором можно разглядеть девушку, значок молнии и космическую ракету.
Ещё ниже, но по правой стороне (в районе Героев-Тихоокеанцев, 16) нарисован мурал Сахалина и Курил. Это, пожалуй, самый морской по духу рисунок: много синего цвета, моря, рыб и чаек, рыболовецкое судно посередине. На Катерной, 5а (по левой стороне) расположился мурал Магадана. Выполнен он сравнительно минималистично. Тут много пустого сине-голубого фона, а из изображений – две рыбы, олени, значки золота и серебра в периодической системе Менделеева.
Наконец, последнее изображение расположено около съезда к дороге на Русский остров (Бархатная, 3, стр. 2). Здесь нарисовали привычный и даже, пожалуй, банальный сюжет для владивостокской уличной живописи – маяк Токарёвской кошки и чайку.
«Владивосток в этом месте рисовать изначально не планировали, в рамках подготовки к ВЭФ наше управление по делам молодёжи организовало роспись других шести подпорных стен по проекту «Молодой Владивосток». Но Росконгресс попросил, чтобы мурал столицы Приморья всё-таки был отдельно, около въезда на остров», – уточнил Павел Шугуров.
Мурал живёт три года
Издалека рисунки выглядят неплохо, но вблизи кажется, что поверхность перед покраской особо не готовили – поверх рисунка видны трещины, части цемента, скрепляющего блоки, возможно, даже кусочки старой краски. Однако, как уточняет Павел Шугуров, подготовительные работы были проведены: со многих стен демонтировали облицовку, после чего поверхность праймерили и грунтовали, провели работу по гидрофобизации (обработка поверхности специальным составом для придания материалу водоотталкивающих свойств). Проблема здесь в другом.
«Нанесение ровного штукатурного слоя не планировалось, фактура стен удовлетворительна для такого масштаба работ. Объясню почему. Срок жизни муралов на наших подпорных стенах – 1-3 года, после этого изображения нужно обновлять, в мэрии это понимают», – отмечает Шугуров.
По мнению художника, рисование на подпорных стенах рядом с оживлёнными дорогами с точки зрения долговечности – изначально провальная затея. Рисунок портит пыль, частицы от автомобильных шин. Но самый главный враг – влага и не всегда правильно спроектированное водоотведение.
«Практически все подпорки, на которых реализован проект «Мы – Дальний Восток», сделаны с точки зрения технологии не совсем правильно. Это не особо влияет на срок эксплуатации, конечно, но в идеале такие сооружения надо перестраивать. Взять, например, стенку на Покровском парке – прошло несколько дней после дождя, а она сочится влагой до сих пор. В идеале такие объекты должны строиться как на «Магнитогорской» и «Заре». Материал – камень с включением гранитных рельефов», – поясняет свою позицию начальник отдела архитектуры и дизайна городской среды администрации Владивостока.
Подобная дилемма – строить новые подпорные стены или разукрашивать имеющиеся – возникла ещё в 2010-2012 годах, при мэрстве Игоря Пушкарёва.
«Игорь Сергеевич тогда предложил расписывать подпорные стены, я сразу объяснил что долго такие рисунки не продержатся, – вспоминает Павел Шугуров. – Стали считать: полная реконструкция одной стены вышла в 50 млн рублей, это ещё докризисные цены. Получается, что за такую сумму периодически обновлять рисунки на одной стене можно в течение 100 лет. Поэтому в итоге было решено, что те подпорки, которые в какой-то обозримой перспективе не попадают под капитальную реконструкцию, становятся объектами для росписи. Лично мне кажется, это правильное решение – появление и смена таких рисунков стали частью бренда города».