Аномальная жара держится во Владивостоке с начала июля. Жители города справляются с такой погодой по-разному. Кто-то старается не выходить из дома в разгар дня (как и советуют медики), кто-то передвигается на личном автомобиле с включённым кондиционером. Однако многим людям приходится выбираться под солнцепёк и пользоваться общественным транспортом. Для таких горожан поездка на автобусе становятся настоящим испытанием: во многих машинах кондиционеров либо нет, либо они не работают.
Во вторник, 27 июля, корреспонденты VL.ru посетили один из главных транспортных узлов города – площадь Луговую. Множество маршрутов сходятся здесь и расходятся во все концы Владивостока.
Открытые окна вместо кондиционера
Определить, работает ли в общественном транспорте кондиционер, можно по лицам пассажиров. Если в проезжающем мимо автобусе большинство людей обмахиваются веером, газетой или другими подручными средствами – значит, искусственного охлаждения в салоне не предусмотрено, или «кондёр» просто не работает. Открытые окна – тоже хороший показатель плохого автоматического «проветривания».
Ожидающие общественный транспорт жители города рассказали корреспонденту VL.ru о своём опыте перемещения в салонах автобусов. Все, как один, утверждают, что ездить (и выживать) в условиях аномальной июльской жары весьма непросто.
«Ну, очень жарко, душно – особенно если едешь с ребёнком. Мне ни разу не приходилось ездить на автобусе с кондиционером, везде открывают окна. В маленьких маршрутках дышать ещё тяжелее», – рассказала жительница города Анна.
«В автобусах кондиционеров вообще нет. Нигде. Пассажиры спасаются открытыми окнами – это всё, что можно сделать. Но даже с открытыми окнами жарко», – рассказала Бэлла, она ждала автобус № 4.
«Я езжу на автобусе каждый день. Кондиционеры нигде не работают, или просто мне так не везёт, и я на них не попадаю. В автобусе некомфортно, душно. Люди открывают окна. Если езжу на микроавтобусах, то во время остановок они открывают задние двери, чтобы шёл воздух», – поделилась с корреспондентом VL.ru Валерия.
Не предусмотрен конструкцией или не подлежит ремонту
Из-за отсутствия кондиционеров страдают не только пассажиры, но и водители, которые вынуждены с утра до вечера наматывать круги по своему маршруту.
Водитель автобуса № 18 объяснил журналистам, что в микроавтобусе фирмы Mercedes, на котором он работает, система кондиционирования не предусмотрена в принципе.
«Ездить жарко, но что делать. Я купил себе маленький вентилятор, с ним езжу. На 18-м маршруте ни в одном автобусе нет «кондишки». Пассажиры жалуются – им жарко. Но они едут минут 10-15, а я здесь сижу 12 часов. А когда я дежурный, то 14 часов. Нас никто не жалеет, могли бы и зарплату поднять за такие условия», – говорит мужчина.
Водитель 54-го маршрута тоже ездит без охлаждения, потому что кондиционера в машине нет.
«Ну жарко, да. Кондиционера нет у меня здесь. Люди постоянно жалуются, а что мы сделаем?! Мы же водители – всего лишь рабочие», – эмоционально сообщает мужчина. По его словам, определить наличие кондиционера можно попытаться по внешнему виду машины: в таких автобусах на крыше есть своеобразный выступ для забора воздуха.
Однако этот метод работает не всегда. Так, водитель маршрута № 54а тоже ездит без кондиционера, однако система охлаждения в автобусе предусмотрена – просто она не выдержала владивостокской жары.
«Кондиционер вчера сломался. На меня дует, а в салоне не работает. Вообще много где нет кондиционеров, 50 на 50», – говорит мужчина.
А вот водителю маршрута № 98ц, с которым пообщались корреспонденты VL.ru, работать комфортно. В автобусе ощущается заветная прохлада.
«Да нормально мне работать: кондиционер есть, прохладно. Утром люди даже просят убавить мощность, потому что им холодно», – говорит мужчина.
По словам мужчины, кондиционеры есть во всех муниципальных автобусах, однако частные компании-перевозчики о своих работниках и пассажирах заботятся далеко не всегда. Причин тому несколько: например, в автобусах с постоянно работающим кондиционером примерно на 10-15 литров увеличивается расход топлива.
Законные требования
Итог дня: почти все автобусы, в которые сегодня удалось заглянуть корреспондентам VL.ru, были без охлаждающих систем. Однако, отметим, в типовых контрактах, которые перевозчики заключают с администрацией города, отдельно прописаны требования к кондиционированию воздуха в салоне: в пояснениях к ним отмечено, что в жаркие дни температура внутри не должна подниматься выше 25 °C. Более того, в документах всегда прописывается, что компании должны «размещать на кузове и в салоне транспортного средства информацию (логотип) о наличии кондиционера» – например, изображение снежинки.
На момент публикации редакция VL.ru отправила официальный запрос в мэрию, чтобы узнать, сколько городских автобусов в эти дни выходят на маршрут с неисправной системой кондиционирования.
Напомним, ранее VL.ru сообщал о том, что из-за аномальной жары в Приморье кондиционеры в электричках выходят из строя. При этом дефицит охлаждения сегодня испытывают не только пассажиры общественного транспорта: полки с вентиляторами в городских магазинах пусты, а очередь на установку домашних систем охлаждения расписана на два месяца вперёд.