В пятницу, 11 сентября, во Владивостоке начали работать два электробуса ЛиАЗ-6274. Это первые регулярные рейсовые автобусы с электрическим двигателем на Дальнем Востоке России. Они будут ездить по продлённому маршруту № 90 из центра до Спортивной. В первый день работы электробусов проезд будет бесплатным, чтобы все могли оценить комфорт нового вида транспорта. В остальные дни машины будут ездить по обычному тарифу для автобусов - 28 рублей.
Отметим, что путь электробусов к пассажирам был долгим. Первую такую машину во Владивосток доставили ещё в декабре 2019 года. Её везли в Приморье на специальной платформе и первоначально доставили в городское троллейбусное депо. Тогда планировалось, что ходить электробус будет по немного другому маршруту: Луговая — ж/д вокзал. Тогда же, в декабре, установили и провели первые тесты зарядной станции на Новоивановской, 10 в районе площади Луговой.
Осваивать новый вид транспорта водители троллейбусов и автобусов начали в марте на территории троллейбусного депо на Иртышской, 7. Обкатка «транспорта будущего» уже в реальных городских условиях стартовала в мае. И вот в сентябре они наконец-то вышли на маршруты.
По словам главы Владивостока Олега Гуменюка, в будущем мэрия планирует продолжать расширение парка современного общественного транспорта, в том числе и электробусов. «Надеемся, что в этом вопросе нас поддержит правительство Приморского края. Если будет достаточный парк, заменим электробусами троллейбусы, за этим будущее. Электробусы экономичнее, безопаснее и удобнее. При этом они сделаны с учётом перевозки людей с ограниченными возможностями».
Также мэр сообщил, что с 11 сентября на всём общественном транспорте начали действовать новые требования по перевозке пассажиров.
«На линию с сегодняшнего дня должны выходить автобусы не старше 10 лет. Есть и другие требования. Мы в ближайшее время выложим в СМИ требования, какие автобусы должны работать и как обслуживать пассажиров, это всё было прописано в новых контрактах. Например, все водители должны работать только в форме. Самое главное — качество, чистота и надёжность транспорта. Чтобы жители по достоинству оценили комфортабельность электробусов, сегодня они работают бесплатно», - сказал Гуменюк.
Свой первый рейс в 11:00 два электробуса с сотрудниками администрации Владивостока, ВПОПАТ и ОАО «Электрический транспорт» внутри начали с центральной пощади города. Обычная остановка будет находиться без заезда на площадь, рядом с автобусами маршрута 16ц.
Внутри электробуса не очень просторно. После того, как зашли около 20 человек, в проходе стало тесновато. Хотя и маленьким пространство электробуса не назовёшь — по нормативам сидячих мест у электробуса 30, а полный загруз — 85 человек. Как и все новые модели 2019 года, машины оборудованы восемью камерами видеонаблюдения, пандусом и специальным местом для маломобильных граждан, видеорегистратором, четырьмя USB-разъёмами для зарядки гаджетов.
Первый тестовый рейс решено было делать со всеми остановками — заходящие внутрь пассажиры явно не ожидали увидеть Олега Гуменюка, чиновников и журналистов внутри. Зато можно проехать бесплатно.
Запас хода у машин составляет 50-60 километров, в то время как протяжённость маршрута - почти 13 километров. Интервал движения составит 50 минут. На Луговой, в месте, где раньше стояли автостраховщики, теперь станция сверхбыстрой зарядки электробусов. Чтобы полностью зарядить машину, требуется 10-20 минут. На подзарядку электробусы будут заходить после одного-двух кругов. Ночью машины будут заряжаться от стационарного устройства в троллейбусном депо на улице Иртышской. Там на зарядку требуется 4-6 часов.
На маршруте работают шесть водителей, каждая смена — два дня через два. Олег Лунев, раньше водивший муниципальные автобусы, отмечает, что по ощущениям электробус идёт так же плавно, как и новые дизельные автобусы ВПОПАТ.
«По виду те же ЛиАЗы новые дизельные, которые сейчас на 15-м и 77-м маршрутах ходят. Разница только в том, что здесь звука двигателя нет и выхлопа. А так и разгоняются неплохо, и едут нормально. Мы забивали полный салон — тянет хорошо нагрузку», - рассказал водитель.
Больше разницы видит Наталья Пупкова, работавшая с 2008 года водителем троллейбуса.
«Очень много электроники, и токоприёмника нет, - отмечает Наталья. - Это, конечно, преимущество. Теперь можно двигаться свободно, при этом такой же экологичный транспорт, что и троллейбус. Ход плавный и тихий. Приехали электробусы ещё зимой, мы их обкатывали и тестировали всё это время. Для меня пересесть на электробус - это, конечно, новая эпоха».
Отметим, что по новой транспортной сети на маршруте № 90 будут ходить только два электробуса, остальные машины были убраны.
«Их было 12, в основном «Газели». Пассажиры жаловались, что в них тесно и неудобно, - отметил начальник управления транспорта администрации Владивостока Александр Иванов. - В целом была сделана ставка на развитие среднего и большого класса. Если про муниципальный транспорт говорить, то на маршрутах 1, 15к, 15, 77 сейчас работают в том числе около 100 новых дизельных автобусов. Всего на всех линиях выходят 130 единиц техники, такого с муниципальным транспортом не было никогда».
Пока не очень понятно, насколько дорогим будет обслуживание электробусов. Ранее такого опыта на Дальнем Востока ещё ни у кого не было. Можно разве что констатировать, что экономия на топливе будет существенной. В любом случае, на машины сейчас действует годовая гарантия производителя. Нормативный срок службы, как и у обычных автобусов, — 5 лет. Однако, учитывая 2019 год выпуска и общую стоимость, скорее всего, эксплуатировать их будут дольше. Напомним, стоимость каждого электробуса составила 31,4 млн рублей, ещё 15 млн стоит зарядная станция. Всего на два электробуса и станцию зарядки было потрачено из бюджета 77,8 млн рублей. Контракт на перевозку получило ОАО «Электрический транспорт».
Максим Барыленко (текст), Антон Балашов (фото)