Ежедневно десятки автомобилей во Владивостоке за различные нарушения увозятся на специализированные стоянки. К эвакуаторам у горожан много претензий — они нарушают ПДД, создают заторы, не закрепляют погруженный автомобиль в кузове. Поиск машины на штрафстоянке превращается в отдельный квест. К претензиям автовладельцев стоит добавить ещё очевидные несоответствия официальных требований реальному положению дел на рынке эвакуации и хранения транспорта. Непрозрачные финансовые потоки налички и копеечные налоги в бюджет - вот что составляет суть этого бизнеса во Владивостоке. Какие тайны скрыты за высокими заборами штрафстоянок - разбирался VL.ru.
Перемещение и хранение транспортных средств с улиц Приморского края регламентировано законом. Установлен и единый тариф за эти услуги — требовать больше не имеют права. Все юридические лица, эвакуирующие машины, внесены в специализированный реестр, который, правда, ведётся с нарушениями. К спецстоянкам прописаны конкретные требования, которые не выполняются, но и на это никто не обращает внимания. Среди 17 компаний, числящихся в реестре по Владивостоку, три официально не существуют — налоговая давно исключила их из ЕГРЮЛ. Из 71 эвакуатора у трёх после проверки по открытым базам автомобилей госномер оказался неактуальным, ещё один - принадлежит микроавтобусу. На одних стоянках из реестра работают по две компании сразу, а другие фактически в качестве арестплощадки не функционируют. По информации ГИБДД, в городе фактически действуют штрафстоянки по восьми адресам.
Адрес спецстоянки |
Юрлицо |
Контактный телефон |
ИП Гусейнов Ю. М. |
+7 914 682 85 07 |
|
ул. Борисенко, 35 |
ИП Овчинников Л. Л. |
+7 423 280 05 68 |
ул. Волжская, 3 |
ООО «Круиз ДВ»/ИП Гусейнова А. В. |
+7 423 296 69 09 |
ИП Курц Е. С./ООО «Каскад» |
+7 962 333 80 80/+7 423 295 48 48 |
|
ул. Гульбиновича, 29 |
ИП Збань А. В. |
+7 924 000 70 75 |
ул. Западная, 29 |
ООО «Арестплощадка»/ИП Курц Е. С. |
+7 423 295 95 91 |
ул. Крылова, 10 |
ИП Тихоновская К. С. |
- |
ООО «Круиз ДВ» |
+7 950 286 13 53 |
Узкий рынок широких возможностей
По данным ГИБДД, в прошлом году во Владивостоке было эвакуировано в общей сложности 5199 автомобилей — это в среднем по 14 машин в день (напомним, в городе по реестру числится 71 эвакуатор). Однако в эти пять тысяч машин за 2019 год входят и нарушители правил парковки, и изъятые у нетрезвых водителей машины, и «жертвы» ДТП.
Данные ГИБДД за текущий год выглядят более правдоподобно: за 6 месяцев 2020-го было вывезено 6519 автомобилей, то есть больше, чем за весь 2019-й. А за семь месяцев — с января по июль 2020 года — уже 8023 машины. При этом на первое полугодие выпал длительный режим самоизоляции и сокращение транспортного потока.
В текущем году больше всего транспортных средств эвакуировали в июне и июле — по 1504 штуки в месяц. В январе было 1349 машин, в феврале - 942, в марте — 999. Когда все находились на самоизоляции в апреле, эвакуировали всего 697 машин. В мае стояночный бизнес начал восстанавливаться, ведь за этот месяц изъяли 1028 автомобилей. То есть, исходя из тарифа 2247 рублей за эвакуацию одной машины, за семь минувших месяцев 2020-го только транспортировка до штрафстоянки принесла 18 027 681 рубль.
В 2019 году за вывоз 5199 машин по тому же фиксированному тарифу было собрано минимум 11 682 153 рубля. А ведь ещё берут плату за хранение транспорта на штрафстоянке, объём которой не поддаётся даже приблизительным подсчётам. Как рассказывают автовладельцы, вызволявшие транспорт со спецстоянок, вечером тариф может внезапно увеличиваться примерно на полторы тысячи рублей. Так было, например, в марте на стоянке ИП Тихоновской Ксении Сергеевны в районе Крылова, 10.
Вообще проследить реальную финансовую отчётность компаний и водителей эвакуаторов практически нереально — расчёт ведётся на стоянках за наличные или переводом на банковскую карту частного лица. Никаких чеков, приходников и любых других документов, как правило, не выдаётся. Иногда, если попросить, могут дать копию чека без самого чека. Такой хитрый документооборот открывает для предпринимателей широкие возможности для увода в тень реальных доходов своего бизнеса. Налоговая отчётность компаний — лучшее тому доказательство.
Ловкость рук и никаких налогов
По данным ФНС по Приморскому краю, в 2018 году от юридических лиц, которые занимаются эвакуацией и хранением машин-штрафников, поступило обязательных платежей в сумме 575 тысяч рублей, в том числе НДФЛ - 50 тысяч, НДС - 48 тысяч, от применения упрощённой системы налогообложения - 157 тысяч. Транспортного налога с 71 зарегистрированного эвакуатора набралось всего на две тысячи рублей. Зато страховых взносов накапало на 318 тысяч.
Отчётность за 2019 год до сих пор пришла не от всех компаний. Сейчас известно, что за прошлый год поступило обязательных платежей в сумме 1 005 000 рублей. То есть на налоги и сборы пошло всего 8,6% от 11,7 млн рублей, собранных лишь на эвакуации машин. В том числе НДФЛ - 53 тысячи, от применения УСН - 512 тысяч. Налога на имущество «стоянщикам» насчитали на две тысячи рублей, страховых взносов — на 357 тысяч.
А вот транспортный налог в 2019 году резко вырос в десятки раз — до 81 тысячи рублей. Хотя и эта сумма выглядит неправдоподобно, ведь в пересчёте на 71 зарегистрированный эвакуатор получается по 1140 рублей в год за машину. Это в полтора раза меньше, чем заплатил бы какой-нибудь легковой Toyota Vitz.
Реальные грузовики-эвакуаторы должны заплатить в виде налогов в разы больше этой суммы. Например, Mitsubishi Fuso с госномером В 499 АН 125, приписанный к ИП Курц, по данным из открытых источников, выпущен в 1988 году. Мощность его двигателя составляет 169,95 лошадиных сил. Ставка транспортного налога для грузовика старше 10 лет равна 28 рублям за одну «лошадь», итого получается 4758,6 рубля. А вот за приписанный к ИП Гусейнов грузовик Hubei с номером К 128 ВТ 125, выпущенный в 2009 году, с мощностью двигателя 270,56 л. с. нужно было отдать в казну 12 175,2 рубля. Хотя не исключено, что основная часть спецмашин зарегистрирована не на предпринимателей, а на частных лиц, поэтому в налоговой отчётности компаний не отражается.
Привлекает внимание и «выдающаяся» сумма 13-процентного НДФЛ, который компании должны уплачивать за своих сотрудников, исходя из их зарплаты. Если все вместе «стоянщики» за 2019-й перечислили за свой персонал 53 тысячи рублей подоходного налога, значит, зарплаты сотрудникам они насчитали на почти 408 тысяч за год на всех. Это менее 34 тысяч в месяц до вычета НДФЛ на все стоянки и эвакуаторы, включая руководителей бизнеса. То есть либо у штрафстоянок один сотрудник на все точки в городе, либо многочисленная армия эвакуаторщиков и сторожей просто никак не оформлена, а налоги за них в бюджет не поступают. При этом водители эвакуированных машин прекрасно видят, что на каждой стоянке есть как минимум один сотрудник, принимающий плату и выдающий машины.
А ведь основная часть собранных со штрафстоянок налогов должна оставаться в Приморье. НДФЛ делится между региональным бюджетом и бюджетом муниципалитета, то есть остаётся целиком внутри региона. Транспортный налог и налог на имущество идут в местный бюджет. Исключение только НДС — это полностью федеральный налог, а страховые взносы уплачиваются по фондам — у них отдельный бюджет.
Эвакуаторы-призраки и ликвидированные компании
Перемещение и хранение транспортных средств, а также тарифы, по которым нарушитель оплачивает работу эвакуатора и стоянку, регламентированы законом Приморья от 23 июля 2012 года №73-КЗ и постановлением департамента по тарифам от 26 июля 2012 года № 38/1.
За эвакуацию автомобилей категорий B и D массой до 3,5 тонны установлена фиксированная плата в 2247 рублей, а за хранение на стоянке – 35,25 рубля в час.
По закону спецстоянка должна отвечать большому списку требований, а проверять это обязан краевой минтранс. В частности, на территории могут находиться только задержанные транспортные средства или машины после ДТП. Территория должна быть огорожена забором, установлен пост круглосуточной охраны и пропускной режим. Расчёты с владельцами автомобилей закон предписывает вести в специальном помещении, а на воротах должна быть вывеска со всеми данными учредителя, включая контактный телефон, адрес, ИНН, название компании-владельца.
На практике же найти стоянку, на которую увезли автомобиль, – задача не из лёгких, если не знаешь, где искать. Самая известная — на Западной, 29 — зарегистрирована на ИП Курца Евгения Сергеевича, который заодно является председателем Ассоциации специализированных стоянок Приморского края. Спецстоянка находится на территории ТЭЦ-1 и не обозначена. К ней ведёт грунтовая дорога, разбитая эвакуаторами, на заборе при въезде есть рукописная надпись «штрафстоянка 20 метров». Как частная спецстоянка очутилась на территории режимного объекта - отдельный вопрос.
Другие стоянки тоже не обозначены – нет никаких информационных табличек на Героев Варяга, 10 и Борисенко, 35.
Все юридические лица, их эвакуаторы и спецстоянки внесены в краевой реестр, который регулярно обновляется. Как сообщили в приморском минтрансе, юрлицо или ИП осуществляет деятельность по хранению задержанных транспортных средств на основании внесения его в реестр, но торги при этом не проводятся. Уполномоченный орган исполнительной власти Приморья сам формирует и утверждает реестр. Порядок формирования списка в краевом законе не прописан. Кто и как в него попадает — ещё одна тайна, скрытая за высокими заборами штрафстоянок.
С самим реестром, текущая версия которого от 18 августа 2020 года размещена на сайте краевого правительства, тоже не всё гладко. По данным ФНС, три юридических лица из этого списка были исключены из ЕГРЮЛ ещё в 2016 и 2018 годах. Тем не менее ООО «Дальневосточное Правовое Коллекторское Агентство» (стоянка в районе Красного Знамени, 66), ИП Гусейнова Алефтина Владимировна (Волжская, 3) и ООО «Арестплощадка» (Западная, 29) по-прежнему числятся в реестре, как и все их эвакуаторы. По двум последним адресам стоянки всё ещё работают, но уже под другими юрлицами.
В реестре указаны не только компании, но и их транспортные средства. Судя по сервису проверки автомобильных номеров, среди эвакуаторов попадаются настоящие раритеты — начала 90-х, 80-х и даже 70-х годов выпуска. А в целом автопарк спецтранспорта старше 10 лет.
Три грузовика из списка и вовсе имеют статус «неактуальный госномер». Работают ли эти машины, доподлинно неизвестно, но судя по официальному реестру вполне могут «тягать» машины с городских улиц.
Успеть любой ценой
Каждый день десятки свидетелей наблюдают, как машины увозятся с неположенных для стоянки мест с многочисленными нарушениями. Иногда машины роняют, бьют и наносят иные повреждения. Но об этом владелец машины узнаёт, только когда пройдёт сложный квест по поиску стоянки и своего автомобиля на ней.
Процедура эвакуации тоже прописана в законе – задержанный транспорт должны доставить на ближайшую спецстоянку для хранения. Перемещать машину должен спецтранспорт таким способом, который исключает повреждение задержанного автомобиля. На деле же эвакуаторы торопятся побыстрее погрузить авто и уехать до того, как появится владелец, поэтому даже не удосуживаются закрепить её.
В результате машины нередко получают повреждения — так, в 2018 году на улице Прапорщика Комарова эвакуатор уронил машину при погрузке. В 2016 году тросом повредили внедорожник, причём водитель эвакуатора, принадлежащего ИП Курц, попытался скрыться. В прошлом году дважды эвакуаторы роняли машины на глазах у очевидцев — возле ТЦ «Черёмушки» и на улице Капитана Шефнера.
Перед эвакуацией задержанную машину должны опечатать и заполнить акт приёма-передачи. По факту же сотрудники ГИБДД не стоят у каждой поднимаемой машины, а могут находиться метрах в ста от грузовика. Протокол тоже составляется не сразу. Часто в нём фигурирует запись о том, что ценных вещей не обнаружено. Но, отметим, сотрудники ГИБДД всё же фиксируют происходящее — фотографируют или снимают на видео машину нарушителя.
Если эвакуатор не успел тронуться с места до появления владельца, то машину не должны увозить. Можно оформить протокол об административном правонарушении на месте, получить своё постановление о штрафе и перегнать авто на разрешённый для парковки участок. Но если эвакуатор уже поехал, то кидаться ему под колёса и взывать к совести бесполезно — он не остановится. Максимум можно узнать, куда увезут машину. Разумеется, это не относится к случаям, когда внутри остались пассажиры или животные — тогда эвакуатору придётся остановиться и вернуть похищенных. Правда, в законе не прописана ответственность за нарушение такого требования. В 2018 году во Владивостоке эвакуировали машину с полугодовалым ребёнком, которого водитель спецтранспорта якобы не заметил в салоне из-за тонировки задних стёкол. Штраф при этом получили родители.
Узнать о том, где находится машина, нарушитель должен у сотрудника ГИБДД при получении протокола. Как правило, владельцы не успевают спасти автомобиль от эвакуации и идут за протоколом уже в отдел ГИБДД на Фонтанную, 10. Сперва там нужно отстоять многометровую очередь из таких же страдальцев. Сотрудники ГИБДД нередко могут куда-нибудь уйти или отвлечься. Когда очередь побеждена, сотрудники на месте предлагают расписаться во всех документах и уже после ехать на штрафстоянку за автомобилем. Отметим, что если у нарушителя нет при себе документов на машину (например, они хранятся в бардачке, бывает и такое), то придётся сперва спросить у сотрудника ГИБДД, где автомобиль, затем поехать на стоянку (и найти её), забрать документы, вернуться обратно, получить свой протокол и разрешение на выдачу транспорта, а лишь после этого отправляться за машиной.
Разрешение на выдачу авто имеет свой уникальный номер. В него заносятся данные владельца штрафстоянки, марка и номер транспортного средства, фамилия и инициалы владельца авто, подпись и фамилия должностного лица в ГИБДД, выдавшего разрешение. Должны ещё ставить печать, но это делают не всегда.
Если с машиной что-то случится во время эвакуации или уже на стоянке, её владельца ждёт новый квест по офисам страховых компаний и судебным заседаниям. Как говорят опытные автоюристы, платить за повреждения авто эвакуаторщики и спецстоянки не торопятся, так что такие дела решаются, как правило, в суде.
Короли штрафстоянок
Среди компаний, включённых в официальный реестр правительства края, есть весьма любопытные организации. Некоторые компании ликвидированы уже несколько лет назад. Другие работают, зато демонстрируют нулевую финансовую отчётность и «тягают» машины с улиц с помощью эвакуаторов, внесённых в реестр, но имеющих неактуальный госномер.
Настоящий король штрафстоянок Владивостока - ИП Курц Евгений Сергеевич, у него зарегистрировано больше всего стоянок и эвакуаторов. У этого предпринимателя в реестре числятся стоянки на улицах Западной, Героев Варяга и Борисенко, а также 15 спецмашин.
В одну с ним ассоциацию входит и ООО «Арестплощадка» – ликвидированная ещё в январе 2018 года, но по-прежнему включённая в краевой реестр и владеющая одним эвакуатором. У них также была стоянка на Западной, 29.
ООО «Авто Кемпинг ДВ» владеет стоянкой на Нейбута, 81 во Владивостоке, но фактически по этому адресу штрафстоянки нет. Компания работает ещё с 2014 года, но с тех пор демонстрирует нулевую налоговую отчётность — нет ни прибыли, ни расходов. Зато есть два эвакуатора. Правда, один из них при проверке по базе данных показан как микроавтобус Toyota Lite Ace 1988 года выпуска.
ООО «Дальневосточное Правовое Коллекторское Агентство» тоже значится в актуальной версии реестра уполномоченных лиц, но при этом почему-то не числится в ЕГРЮЛ с марта 2018 года. Стоянку этой компании с адресом ориентира «в 24 м по направлению на север г. Владивосток, проспект Красного Знамени, дом 66» на месте обнаружить не удалось. Но в реестре всё есть, как и два эвакуатора.
ООО «Перспектива» владеет стоянкой на Гульбиновича, 8/1, где зарегистрирована и другая компания из реестра - «Авто Кемпинг ДВ». По коду ОКВЭД «Перспектива» занимается строительством жилых и нежилых зданий, а не стояночным бизнесом. По данным за 2019 год, у компании была чистая «убыль» в размере 13 000 рублей, а выручка составила всего 520 000 рублей.
ИП Гусейнова Алефтина Владимировна со стоянкой на Волжской, 3 исключена из ЕГРЮЛ в январе 2016 года. Но шесть эвакуаторов по-прежнему числятся за предпринимателем, а запись в краевом реестре спецстоянок — не аннулирована. Зато у её однофамильца, ИП Гусейнова Юрия Магомедовича, дела идут очень даже хорошо – у него 12 эвакуаторов и стоянки на улицах Бархатной и Адмирала Горшкова.
В 2019 году предприниматель стал участником судебного разбирательства — его эвакуатор поцарапал диски на Mersedes Benz S63 AMG 4Matic во время погрузки-выгрузки. Предъявившая иск страховая компания оценила литьё в полмиллиона рублей. Первая инстанция иск удовлетворила, но он в настоящее время оспаривается.
ООО «Каскад» по коду ОКВЭД занимается строительством дорог. Один раз в 2013 году компания даже выиграла госконтракт от администрации Владивостока. У организации, как и у ИП Курц, стоянка зарегистрирована на Героев Варяга, 10, а ещё есть три эвакуатора.
У ИП Овчинникова Лаврентия Леонидовича, который также является председателем АНО «Мини-футбольный клуб «Портовик», есть стоянка на Борисенко, 35 и восемь эвакуаторов.
Спецстоянкой на Крылова, 10 владеет ИП Тихоновская Ксения Сергеевна. У неё же шесть эвакуаторов. Больше никаких данных по ИП нет, включая финансовую отчётность.
ИП Збань Александр Владимирович владеет стоянкой на Гульбиновича, 29 и шестью эвакуаторами. Примечательно, что предприниматель подал иск к Агентству по тарифам Приморского края о том, что в его отношении было незаконно составлено постановление об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ – а это завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного). Заявитель в обоснование требований указал, что 21 мая 2020 года был привлечён агентством к ответственности в виде штрафа в 50 000 рублей. Причиной стало завышение им платы за перемещение задержанного транспорта на спецстоянку. Предприниматель счёл вынесенное постановление незаконным, поскольку не был надлежащим образом извещён о времени и месте составления протокола, а также рассмотрения дела.
Пожаловался на эвакуаторщиков тогда некий владелец Subaru Forester. Он должен был заплатить 2247 рублей за изъятие автомобиля, но ИП Збань взял с него 2947 рублей. Ещё 70,5 рубля — за хранение машины на стоянке в первые сутки. Факт взимания денежных средств подтверждён кассовым чеком от 25.12.2019 № 41419, выданным ИП Збань, на общую сумму 3017 рублей. Таким образом, фиксированная плата была завышена на 700 рублей.
«Стоянщик» вину признал, но штраф платить не хочет, так как считает своё нарушение незначительным, а экономическую ситуацию — тяжёлой.
«В связи с малозначительностью, отсутствием существенной угрозы охраняемым общественным отношениям просит освободить от административной ответственности, ограничившись устным замечанием, либо с учётом впервые совершённого субъектом малого предпринимательства вменённого административного правонарушения, а также сложившейся тяжёлой экономической ситуацией в стране и мире, вследствие пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19) снизить размер наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального», – говорится в судебном решении.
Суд с доводами агентства по тарифам полностью согласился, только вот всё равно оправдал «стоянщика», поскольку краевое ведомство ненадлежащим образом уведомило нарушителя о времени и месте составления протокола. Так что постановление о штрафе предпринимателя было признано незаконным. Сейчас это дело рассматривается в суде апелляционной инстанции.
У ИП Кукушкина Алексея Борисовича указана стоянка на Державина, 12а и всего один эвакуатор. По данному адресу корреспондент VL.ru обнаружил стоянку автопроката. Сам предприниматель занимается обслуживанием транспортных средств.
ООО «Круиз ДВ» владеет стоянками на Волжской, 3 (там же, где значилась стоянка Алефтины Гусейновой) и на мысе Кунгасный, 1а, а эвакуаторов сразу семь штук. Похоже, эта компания декларирует близкие к реальности доходы - чистая прибыль организации за 2019 год составила 2,61 млн рублей.
Вместо эпилога
Во Владивостоке установлены несколько сотен знаков 3.2 «Остановка запрещена» с дополнительными информационными табличками 8.24 «Работает эвакуатор». Автомобили, припаркованные в зоне действия этих знаков, подчас мешают транспортным потокам, из-за них образовываются пробки, за что оказываются в кузове эвакуатора. Наказание за это - штраф. Здесь закон работает как часы. Однако десятки автовладельцев, чьи машины увозят на штрафстоянки, расплачиваются за неправильную парковку не только деньгами, но также своим временем и нервами. А для компаний и эвакуаторов, чья реальная деятельность и заработки скрыты за высокими заборами спецстоянок, похоже, закон не писан.
Редакция VL.ru считает, что все приведённые в данном материале факты достойны внимания прокуратуры, регионального минтранса и налоговой службы.