Во Владивостоке каждый год высаживают ёлки, сосны и пихты. Каждый год часть деревьев желтеет и пропадает. Их досаживают снова и снова. Иногда это начинает напоминать историю с бордюрами. Специалисты по озеленению города считают, что это нормальный процесс. Учёные-ботаники уверены, что проблема в неподходящей почве и отсутствии ухода.
За последний год во Владивостоке высадили более 3000 хвойных: в Адмиральском сквере, на Депутатской аллее, на разделительной полосе на Магнитогорской, в Снеговой Пади, на Орлиной сопке, на Инструментальном заводе, вдоль Маковского и не только. Как отмечают в отделе текущего содержания и озеленения управления дорог и благоустройства администрации города, из общего объёма ежегодно высаживаемых деревьев и кустарников хвойные породы занимают около 15-20%.
Средняя цена саженца хвойного растения в Приморье – 4000 рублей. В пресс-службе мэрии отметили, что всего на хвойные (деревья и кустарники) было потрачено 3,8 миллионов рублей, всего высажено 512 растений.
В администрации города считают, что высадка таких деревьев выгоднее и полезнее, чем лиственных: они лучше дезинфицируют атмосферу, поглощают шум, дольше выделяют кислород, сохраняют плодородие городских почв и выглядят зелёными круглый год. Во Владивостоке чаще всего высаживают сосну густоцветковую.
Фотограф VL.ru снял высаженные в прошлом году и раньше деревья в районе Зари, Магнитогорской, Постышева, на площади Борцов Революции и на Русском острове. Почти везде хвоя сильно пожелтела, кое-где деревья вообще пропали.
«К побурению могут привести загазованный воздух, сильные морозы, возвратные весенние заморозки, сильные ветряные нагрузки, которые приводят к иссушению хвои, попадание реагентов при обработке дорожного полотна. В городах очень много неблагоприятных факторов для хвойных растений. Но главное для нас сейчас, что набухают почки, а это значит, что корни живые и питают наземную часть растений. Очень скоро мы увидим, как рыжая окраска хвои осыпется, и на её месте распустятся новые зелёные иголочки. До конца сезона будет видно, какие деревья прижились, а какие нет», – рассказали в пресс-службе администрации города.
Ботаники считают, что сосна густоцветковая – одно из лучших растений для озеленения Владивостока среди хвойных. Она произрастает на мысе Гамова и в бухте Теляковского. Сосна не боится ни яркого солнечного света, ни сильного ветра, ни бесснежной зимы, может расти на побережьях, в бедных почвах и на скалах. Однако и таким относительно неприхотливым деревьям нужен правильный уход.
По мнению кандидата биологических наук, учёного-ботаника Ирины Крестовой, одна из главных причин нынешнего состояния растений – несвоевременная высадка. Также, по мнению эксперта, для саженцев выбрали неподходящую почву, не зафиксировали от ветра и мало поливали. По этой причине деревья не укоренились.
«Сосны на разделительной полосе от Зари до Магнитогорской нельзя было высаживать осенью. Они очень плохо приживаются в это время года, – говорит Ирина Николаевна. – И, насколько я могу предположить, высаживали в обычный низовой торф. Это кислая среда, а нужна хорошо дренируемая специальная почва с расщелачиванием. Также необходим регулярный полив и фиксация, чтобы ветви не колыхались на ветру».
На центральной площади Владивостока сосны выглядят лучше. Ирина Крестова говорит, их изначально слишком тесно высадили, из-за этого со временем растениям перестало хватать места, началась борьба за жизненное пространство. Да и в целом высадка хвойных вдоль оживлённых автомобильных дорог изначально не очень хорошая идея.
«По нормативам ухода за городскими насаждениями вдоль магистралей хвойные нужно мыть фитошампунями два-три раза в год. У лиственных такой проблемы нет, они сбрасывают листву, а у ёлок органы дыхания забиваются налётом из сажи. Они медленно и мучительно умирают в течение двух-трёх лет», – отмечает кандидат биологических наук.
Она отмечает также, что зима в этом году была удивительно мягкой и благоприятной для деревьев, поэтому нельзя ссылаться на то, что сосна не пережила морозы и ветер.
«По поводу того, что будет с соснами на Магнитогорской и Русской – хвойные деревья погибают, если повреждено более 70% хвои. Это азбука для инженеров зелёного хозяйства», – считает Ирина Николаевна.
Максим Барыленко (текст), Дмитрий Ефремов (фото)