Росрыболовство намерено лишить квот и расторгнуть договоры на вылов водных биоресурсов с рыбодобывающими компаниями Дмитрия Дремлюги. Регулятор отмечает, что эти компании контролируются иностранным инвестором – известный приморский бизнесмен является гражданином Украины.
Росрыболовство намерено лишить квот рыбодобывающие компании Дмитрия Дремлюги из-за его украинского гражданства, сообщает РБК. Такое решение станет первым в истории регулятора. В список входят пять компаний: ООО «Атлантика», АО «ХК «Дальморепродукт», ООО «Тайфун», ООО «Краб ДВ» и ООО «Зарубинская база флота». Причем последних уже вычеркнули из приказа, утверждающего распределение квот на вылов. С конца декабря градообразующее предприятие под угрозой остановки деятельности. При этом работники ЗБФ до последнего момента не знали о причинах такого решения.
Исключением из совместного списка Росрыболовства и ФАС может стать одно предприятие, которое теперь принадлежит Глебу Франку. Как ранее писали «Ведомости», Франк купил АО «ДМП-РМ». За ним закреплены квоты на добычу минтая и сельди – 61 тысяча тонн минтая и 12 тысяч тонн сельди в год. Компания была создана в 2014 году в результате реорганизации всего холдинга «Дальморепродукт». Крупнейшим акционером этой компании с долей 72,77% была сингапурская DVS-R Pte – ее бенефициаром был признан Дремлюга.
Все пять предприятий были признаны Федеральной антимонопольной службой нарушителями закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Как считает ФАС, до получения права на добычу водных биоресурсов эти компании находились под контролем иностранного инвестора – гражданина Украины Дмитрия Дремлюги. На основании заключений ФАС, направленных в Росрыболовство в конце 2018 года, его территориальные управления уже аннулировали этим юрлицам разрешения на добычу. В свою очередь центральный аппарат Росрыболовства начал расторгать договоры о закреплении долей квот за этими компаниями. Это первый случай, когда российские компании, признанные подконтрольными иностранцам, лишаются квот, уточняет представитель Росрыболовства. В ФАС от комментариев отказались.
В соответствии с законом «О порядке осуществления иностранных инвестиций...», с 2015 года предусмотрен прямой запрет на добычу рыбы российскими предприятиями, находящимися под контролем иностранного инвестора, который прямо или косвенно распоряжается более чем 50% акций. Исключение может быть сделано только в том случае, если такое владение одобрила правительственная комиссия по иностранным инвестициям. Сами такие предприятия при получении разрешения на добычу должны уведомлять о том, что находятся под контролем иностранца. За нарушение этого порядка компании принудительно лишаются прав на добычу. Высвобождающиеся квоты должны быть выставлены на аукцион.
Лишенные квот компании вели на Дальнем Востоке промысел практически всех «ходовых» видов биоресурсов: минтая, трески, краба, кальмара, спизулы и других. В год эти компании суммарно могли добывать более 1,3 тысячи тонн минтая, более 800 тонн трески, до 200 тонн краба, более 700 тонн кальмара.
Значительную часть договоров на вылов компании заключили с Росрыболовством 10 лет назад – в 2008 году. На их основании они ежегодно получали разрешения на вылов. Как выяснила ФАС, владельцем всех предприятий (на момент получения ими права на добычу – такое право, по мнению службы, возникало именно с даты выдачи разрешений на добычу – и вступления в силу прописанных в законе «О рыболовстве» прямых ограничений по владению) был бизнесмен Дмитрий Дремлюга.
Во Владивостоке Дмитрий Дремлюга был известен не только как рыбопромышленник, но и как совладелец нескольких крупных компаний, занимающихся различной деятельностью. Приморский край бизнесмен покинул в 2012 году, став фигурантом нескольких уголовных дел, в том числе – о махинациях на аукционах по распределению квот на краба. Как писали СМИ, основным конкурентом компаний Дремлюги в аукционах 2012 года должна была стать ПБТФ, принадлежавшая тогда нынешнему губернатору Приморья Олегу Кожемяко. Но компанию не допустили до торгов. Чуть позже были возбуждены несколько уголовных дел, а Дремлюга покинул регион.
Уехав из Приморья, бизнесмен не перестал контролировать свои компании, при этом также оставаясь и гражданином Украины. ФАС установила, что с декабря 2012 года Дремлюга «постоянно проживает на территории иностранного государства и не является налоговым резидентом Российской Федерации», следует из материалов судебного разбирательства между ФАС и ПАО (сейчас АО) «ХК «Дальморепродукт». В письме ФСБ, которое упоминается в судебных материалах, сказано, что Дремлюга объявлен в международный розыск «за совершение экономических преступлений» на территории России.
В судебных решениях описывается схема, по которой Дремлюга «прямо и косвенно» контролировал российские рыбодобывающие компании. Например, в 2014-2016 годах 72,8% ОАО «ХК «Дальморепродукт» бизнесмен с двойным гражданством владел через сингапурский офшор DVS-R Pte. С мая 2016-го по февраль 2017 года эта доля принадлежала уже через цепочку компаний дочери Дмитрия Дремлюги – Алене.
По закону «О защите конкуренции», Дмитрий и Алена Дремлюга признаются одной группой лиц. Таким образом, ФАС заключила, что с 2014 по 2017 год Дремлюга имел контроль над «Дальморепродуктом». Похожие схемы были и в других компаниях.
Сейчас Росрыболовство направило письма всем пяти упомянутым предприятиям с требованиями о расторжении квот, уточнил представитель ведомства. Три компании не согласились добровольно расторгнуть договоры на квоты в досрочном порядке. По предусмотренной законом процедуре, Росрыболовство уже подало иски в Арбитражный суд Москвы и готовится в конце февраля подать аналогичные иски к оставшимся двум компаниям, если они также добровольно не откажутся от квот. По информации VL.ru, Зарубинская база флота намерена за квоты бороться – работники уже обратились в вышестоящие инстанции.