Знаменитому зданию на Светланской, 38/40, о котором всем владивостокцам было известно, что оно станет филиалом Эрмитажа в нашем городе, вновь изменили судьбу. Еще в декабре 2017 года на традиционной пресс-конференции в Санкт-Петербурге директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в ответ на вопрос о том, как продвигаются работы с созданием центра «Эрмитаж-Владивосток», ответил:
«В связи с желанием нескольких столичных музеев (Русского, Третьяковской галереи, Музея Востока) создать свои центры в вашем городе, не так давно возникла мысль создать единый центр, одно красивое большое дорогое здание, где будут представлены все музеи. Мы не против этой идеи, и буквально вчера я участвовал в заседании правительства по этому поводу. При этом мы считаем, что здание, которое выделено под "Эрмитаж-Владивосток" и уже начало преображаться под музейные нужды, должно остаться за Приморской картинной галереей (как вы помните, изначально идея центра была как раз в том, чтобы мы работали вместе). Так что мы будем продолжать сотрудничество с галереей в плане преображения здания на Светланской, 38/40, следить за тем, как идут работы, что делают строители, помогать – ведь здание замечательное. Пока неясно, что именно будет в здании, что разместит там галерея, у которой, кстати, очень мало места для фондов, и я рад, что мы, начав работу, смогли помочь коллегам».
Затем о том, что принято решение строить общий центр – один под все музеи, желающие иметь филиалы во Владивостоке, заговорили и на краевом уровне. За ситуацией внимательно следили сотрудники Приморской картинной галереи, ведь она касалась их напрямую.
— Да, ситуация поменялась, – ответила на вопрос корреспондента VL.ru Алена Даценко, директор Приморской картинной галереи. – Точнее, изменилась стратегия развития представительства музеев из Москвы и Санкт-Петербурга во Владивостоке, которая воплощалась в жизнь по поручению президента России. Концепция теперь выглядит так: это будет единый музейный комплекс, где будут представлены залы Эрмитажа, Третьяковки, Русского музея и залы Приморской картинной галереи.
Это будет современный музейно-выставочный комплекс, пространство, в котором найдется место и для кафе, и для кинотеатра, в котором будут показывать фильмы по искусству, для открытой библиотеки, для зон живого общения, словом, нечто по типу «Ельцин-центра». Думаю, на реализацию проекта уйдет лет пять, ну минимум – три года. Негласным руководителем проекта назначена Государственная Третьяковская галерея, а остальные музеи представили свои обоснования и техзадания, которые и будут учтены в общем проекте. Кстати, все участники считают, что проект здания должен создать какой-то известный архитектор, работающий с современными музейными пространствами.
Здание же на Светланской, 38/40 остается в оперативном управлении у Приморской картинной галереи, и это еще раз было озвучено на совещании у замминистра культуры России. Также было подчеркнуто, что здание должно быть приведено в соответствие с музейными требованиями. Сегодня процесс несколько замедлен, потому что остаются проблемы «размежевания», скажем так, с находящимся в том же здании медицинским учреждением, но мы надеемся, что все постепенно будет разрешено.
— Что галерея хотела бы разместить в здании на Светланской, 38/40?
— У нас большие планы. Приморская картинная галерея задыхается в имеющихся выставочных площадях, нам их катастрофически не хватает, да и мест для хранения фондов тоже, и для реставрационных мастерских. Галерее 50 лет, у нас образовались огромные фонды, а где их хранить, где достойно показывать? Мы показываем примерно 250 единиц из наших фондов, а всего храним более 8000 произведений искусства! Разве это нормально? Это капля в море!
У нас уже готова концепция работы здания на Светланской. Мы не раз ее озвучивали и вот в связи с изменением ситуации подготовили обоснование еще раз. Там мы могли бы расположить экспозицию дальневосточного, приморского искусства, ведь его никто не видит, а у нас прекрасная коллекция, показывающая его в развитии и всем многообразии.
Мы бы проводили там выставки современной фотографии, сделали бы зал приморского фарфора, который передан нам из музея бывшего Владивостокского фарфорового завода (сейчас вся коллекция лежит в запасниках). Организовали бы там мемориальный кабинет Даттана, который бы рассказывал об истории этого замечательного здания и этого человека. Также мы хотим открыть «мастерскую печатника» и назвать ее именем Андрея Камалова, нашего знаменитого графика. У нас хранится станок Камалова, который отлично бы там работал и давал бы представление о печатных техниках.
Также в здании мы хотели бы организовать мастерскую керамики – у нас есть печи, гончарный круг, а поставить их в залах на Алеутской или Партизанском мы просто не можем, эти залы не приспособлены для такой техники. Мы бы, если бы все наши планы удалось воплотить в жизнь, проводили бы в этом здании множество лекционных и концертных программ, которые, замечу, пользуются большой популярностью. Вот в рамках проекта «Айвазовский» мы проводили концерты-лекции, люди приезжали из Артема, из Уссурийска. И не раз случались ситуации, когда мы слышали претензии – почему так мало билетов? А мы можем посадить в зале только 80 человек, и все.
Думали мы и о том, что можем показать в этом здании выставки из наших фондов западноевропейского искусства, которое сегодня показываем частично и лишь периодически. Например, выставку «Тайны и загадки старых мастеров» мы вернули в зал на Алеутской по просьбам зрителей и скоро снова будем снимать, потому что площадь нужна под новый выставочный проект. А наши фонды графики? Мы столько могли бы показать, но нет помещений…
А ведь у этого здания есть еще сквер, который мы хотели тоже задействовать и устроить там выставку скульптур на морскую тему, в том числе при содействии коллег из Эрмитажа. Но пока это все только наши концепции и обоснования. Добавлю – здание на Светланской словно создано для музейного пространства, оно очень удачно расположено в зоне пешей прогулки по туристическому маршруту. Стоит нам открыть двери, как обязательно туда заглядывают прохожие и сразу спрашивают: а какая тут будет выставка? Люди уже привыкли к тому, что это выставочное пространство, на проект в рамках прошлогодних Дней Эрмитажа к нам очередь стояла – особенно на просмотр виртуальной экскурсии по Эрмитажу. Да и весь сезон постоянно приводили группы китайцев, корейцев. То есть даже турфирмы привыкли к тому, что это музейное пространство. И так оно и должно развиваться, жить и работать как культурный выставочный центр, я уверена.