«Я теперь спокойно на улицу выйти не могу, - разводит руками директор «Артэтажа» Александр Городний. - Даже незнакомые люди подходят, спрашивают, как движется ремонт и когда мы откроемся». Музей современного искусства переезжает в дом Денби — историческое здание на пересечении Океанского проспекта и улицы Фокина. Корреспонденты VL.ru побывали за пока закрытыми дверями.
Прошлое здание музея на Аксаковской, 12 — уютное, обжитое, светлое благодаря стеклянной крыше — принадлежало сперва ДВГТУ, а потом ДВФУ. С тех пор как вуз переехал на остров, корпус мог в любой момент попасть под продажу. Тогда «Артэтаж» со всеми его фондами оказался бы в прямом смысле на улице, в лучшем случае запечатанным в корпусах кампуса на острове в ожидании второй очереди строительства университета.
В сентябре 2014-го начались переговоры о переходе «Артэтажа» под крыло муниципалитета, и к декабрю точно решилось: городскому музею современного искусства быть. Администрация Владивостока выделила средства на ремонт и реконструкцию здания. Начался переезд. Александр Городний передал в муниципальную собственность более тысячи произведений искусства — даже картины, которые висели у него дома. В скором времени они тоже станут экспозицией городского музея.
Вообще сейчас все фонды музея по документам «переброшены» на баланс МБУК Центр досуга «Светлячок», что на Бурачка, 15. После передачи была независимая экспертная оценка и частичная инвентаризация фондов. «Частичная — потому что пока все завалено, - объясняет Городний. - Но все равно — мечта сбылась! Здание пока не совсем приспособлено под музей, хотя, конечно, оно дорогого стоит. Исторический дом, памятник истории и культуры, место в центре города».
До музея три этажа здания на улице Адмирала Фокина, 25 занимали городские и краевые чиновники — больше 15 контор теперь переселились на новые места. Осталось две: загс и отдел краевого департамента соцзащиты. Когда они переедут и переедут ли вообще, пока неясно — для этого властям необходимо подыскать подходящее помещение взамен, пройти через ряд бюрократических процедур. А без этого невозможно планировать техзадание на реконструкцию внутреннего пространства дома. На сегодня это — самая важная проблема. Потом, конечно, придется серьезно думать об изыскании средств на реконструкцию всего здания.
«В начале 2015-го мы определили, что где будет. На первом этаже — хранилища, конференц-зал и одновременно зал временных тематических выставок, - рассказывает Александр Городний. - Здесь же вестибюль, гардероб, комната охраны, книжная лавка, художественный салон и магазин сувениров. На втором этаже — два зала временных выставок и зал постоянной музейной экспозиции иностранных художников. На третьем — два музейных зала, где разместятся экспозиции работ художников центральной части России, Сибири и Дальнего Востока — естественно, в приоритете будут приморские мастера. У нас в фондах достаточно значимых работ, которые бы заполнили эти залы, и в запасниках многое еще останется. Но проблема остается: куда деть фонды с картинами иностранных художников? Я планировал их поместить в помещения на втором этаже, где сейчас загс. Остается открытым вопрос с хранилищем для картин на первом этаже, где сейчас вразброс разместились шесть комнат департамента соцзащиты!»
Перегородки между комнатушками, говорит Александр Городний, в идеале надо сносить. «Но пока что часть помещений по договорам наша, часть — отдела соцзащиты. Весь этаж "вылетает", - продолжает он. - Под хранилища эти комнатки не приспособишь. Места мало, и мимо постоянно будут ходить посторонние, это не дело. Совместную работу департамента в художественном музее я не могу представить. Остается также проблемой проход посетителей из центральной двери на Фокина в выставочные залы по Океанскому проспекту, что за стенкой. Там есть готовая ниша в стене, и ее безболезненно для дома-памятника можно превратить в дверной проем, но необходимы соответствующие разрешения от краевого управления охраны памятников».
Здание, построенное известным предпринимателем, почетным гражданином города Георгием Филипповичем Денби, когда-то было доходным домом. Сейчас это — памятник архитектуры, и реставраторы не просто стараются уложиться в сметы: к делу подходят, можно сказать, с профессиональным трепетом. Сейчас, говорят они, главная задача – максимально сохранить и восстановить все, что здесь было: лепнину, розетки на потолках, старинную ковку, метлахскую плитку, даже деревянные двери. Все кондиционеры обещают убрать на задний двор — на фасаде ничего висеть не будет. Сохранился и будет обновлен даже герб Денби, закрепленный под самой крышей — его Александр Городний показывает, выводя нас на балкон.
Реставраторы и художники Михаил Романов и Александр Арсененко работают в доме Денби уже три недели. Одну комнату почти доделали — недели за полторы доведут до ума, но она пострадала меньше всех. А вообще управиться обещают до середины февраля. «Мы старую лепнину снимаем, счищаем по сантиметру, приводим в первоначальный вид. Известь проще чистить, эмаль — она в соседней комнате — сложнее. На столе готовим гипсовый кожух, в него заливаем силикон. А потом уже будем в силиконовой форме отливать недостающие элементы лепнины. В зале, где мы сейчас работаем, только три целых фрагмента из 18. Стены при Советской власти «зашили», и лепнина возле окон пошла грибком и частично развалилась. До нас были какие-то ремонтники, давно еще, они даже не шпаклевкой и не гипсом залепили дыры», - объясняют Михаил и Александр.
Пока что в штате «Артэтажа» только два человека: Александр Городний и его помощник Иван в должности завхоза. Сами следят за электрикой и сантехникой, разбираются в строительных планах, контролируют работу ремонтников и даже моют полы. В перспективе штат работников, конечно, увеличится. На вопрос «когда откроетесь-то» Александр Иванович отвечает с юмором: «Хотелось бы дожить». Но добавляет, что по самым благоприятным прогнозам городских властей музей распахнет свои двери после ремонта уже в следующем году.
Справка VL.ru:
Доходный дом рыбопромышленника Георгия Филипповича Денби (Denbigh, George Phillips, иногда фамилию по ошибке пишут как Демби) был построен в 1908 году. По одним данным, архитектором является А.К. Гольденштедт, по другой — Г.Р. Юнгхедель. Владелец дома — англичанин, оказавшийся во Владивостоке в 1870-х, один из основателей фирмы «Семенов и Ко», совладельцем которой был первый городской голова Яков Семенов. Рыбопромышленник Георг Денби работал на Сахалине, был лично знаком с Чеховым. Дом на углу Океанского проспекта и улицы Адмирала Фокина построен в стиле модерн. Здание состоит из двух соединенных между собой частей — Г-образной и прямоугольной, которая по сопке поднимается вверх на пол-уровня. До революции здесь располагался доходный дом, торговые и книжный магазины, в последнем продавалась художественная атрибутика, картины и багет. В 1912-1917 годах здесь находилось вице-консульство Великобритании. А после 1922 года — контора Дальзверокомбината. Когда в 1936 году во Владивостоке был создан Фрунзенский район, в доме Денби «поселились» районный комитет КПСС и райисполком.