Новости Владивосток

Через реки, горы и долины: семья из Владивостока победила в 137-километровой гонке вокруг Эльбруса (ФОТО; ВИДЕО)

Семейная пара из Владивостока – каждый в своей группе – победила на титульной дистанции в гонке Alpindustria Elbrus Race вокруг Эльбруса. Эти состязания на 137 километров считаются самыми высокогорными в России. Маршрут был сложным – подъёмы, спуски, горные реки, ледники, сыпучий грунт, жара, холод. Илья Тищенко одолел расстояние с набором высоты 7640 метров за 21 час, Надежда Тищенко – за 26 часов 36 минут. И всё это время – без сна и почти без отдыха. Людям такие испытания кажутся чрезмерными: зачем себя рвать? Илья и Надежда рассказали, что было в Приэльбрусье и действительно – зачем? 

– Илья, Надежда, кто кого в это втянул? И как такое приходит человеку в голову?  

Илья: Наверное, оба равны. Но равных не бывает, поэтому первой пусть будет Надя. Мы познакомились благодаря спорту,  аутдор-активности. Это всё, чем можно заняться на природе: трекинг, бег, скалолазание и прочее. Первым был велосипед, мы и познакомились на велосипедном форуме. Стали вместе кататься, общаться, это переросло в дружбу, а потом я с трудом для себя осознал – это уже другое. Ну и завертелось. 

Сначала просто покатушки, потом – велотуризм. Когда поняли, что едем неплохо, стали участвовать в местных соревнованиях по маунтинбайку, это горный велосипед – горы, леса, пересечёнка. Бег стали добавлять как второстепенную активность, а в итоге он вытеснил велосипед. 

Поначалу бегали просто для себя, а с 16-го года «вошли» в первые соревнования по трейлраннингу – это бег по пересечённой местности. И с 18-го года уже старались отправляться  хотя бы раз в год на выездные гонки, совмещая с туризмом. В этом смысле на соревнованиях у тебя пакет «всё включено» – привезут в интересное место, покажут лучшие тропы, горы, озёра и так далее. Главное – быть в форме, чтобы всё осилить и купить минимальное снаряжение. Эти поездки как якорь – потом уже знаешь, куда приехать, где заселиться, как лучше добраться, что посмотреть…  И приезжаешь уже сам. 

– Вас можно назвать профессиональными спортсменами?

– Илья: Мы любители, и трейлраннинг ориентирован в основном на таких – более-менее состоявшихся взрослых людей.

– Надежда: Обычно считается, что профессионалы – те, кто зарабатывает спортом. Для нас бег – удовольствие, одна из составляющих жизни. Он не даёт стабильного дохода – эпизодические выигрыши, призы. 

– Это затратно?

– Илья: Нужны билеты, экипировка. Но по сравнению с тем же велоспортом или техническими видами спорта гораздо дешевле.

– Надежда: Вхождение в бег практически бесплатное. Ещё и поэтому он многих привлекает. Кроссовки, футболка и шорты – этого достаточно для первой летней пробежки, чтобы понять, нравится или нет. Но чем больше погружаешься, тем больше вложений. Но это не какие-то невероятные деньги. 

– Вас с работы отпускают? 

– Надежда: Крупные выездные старты планируем, берём отпуска. Заранее покупаем авиабилеты и бронируем гостиницы – так дешевле. Мы это делаем сами.

– Это ведь не первая гонка?

– Надежда: Были на Алтае, на Кавказе, в Турции. Я была в Китае. Причём в Турции в апреле думали просто отдохнуть, но нашли неподалёку гонку на 50 километров. Стали первыми, чем немало удивили организаторов. Холмистая местность, нам очень понравилось. Тоже локация, которую открыли внезапно, хотелось бы вернуться.

–  У Эльбруса каждый бежал примерно сутки. Вы вообще не спите на таких гонках?

– Надежда: Вообще. Но кто-то спит – на пунктах питания или на полянке, там хорошо. Единственное, организаторы просят всегда быть недалеко от тропы. После гонки идут замыкающие волонтёры, чтобы на трассе никто не остался. Они убирают мусор, снимают разметку – природа должна остаться нетронутой.

Если бежишь без сна больше суток, могут возникнуть проблемы с  мировосприятием – галлюцинации, фантомные звуки. У меня в предыдущих гонках такое было. В этой, знаю, у ребят тоже. 

– Вам  что виделось?

– Надежда: Объект представляется чем-то иным. Я видела людей вместо коров, зеркала какие-то, тени казались людьми и животными. Бежишь и в какой-то момент уплываешь.  Из-за этого могут быть неприятности – ты элементарно не следишь, куда ставишь ноги, и травмируешься. Одна моя знакомая во время гонки приняла большой камень за палатку. Подбежала, стала искать вход… Ей виделись гномики под деревьями… она бежала больше полутора суток. 

– Вы в такой ситуации что делаете?

– Надежда: Останавливаюсь, пью, ем, чтобы был вброс глюкозы в кровь. Хорошо помогают препараты с гуараной, кофеином – гели и таблетки... Их не советуют принимать часто и в середине дистанции, потому что действие краткосрочно. Но перед финишем или на сложных участках – да.

– Вы бежали на время. Значит, почти не останавливались? 

Надежда: Когда устаёшь, организм с каждым часом всё больше просит об отдыхе. Остановился, тем более сел – и минуты набегают в часы.  Я тормознула один раз, в середине гонки, на 15 минут. 

– Но поесть, попить и прочее…

– Надежда: Берём с собой питание, стараемся есть раз в 30-40 минут. На бегу организм постоянно теряет энергию, нужно восполнять. У нас специальные спортивные гели – грубо говоря, питание для космонавтов. Тюбик в 40-80 граммов содержит концентрированные углеводы. Они быстро дают глюкозу.

Организаторы устраивают пункты питания – на каждые два-четыре часа движения. Это зависит от того, насколько удобна точка для подвоза продуктов. Понятно, что в дикой местности окажется долгий прогон, где ничего не будет – в горы поднять еду сложно.

Обычно предлагают изотоник – сладкую воду с солями и минералами. Их нужно постоянно восполнять, ведь всё уходит вместе с потом. Еда – фрукты, хлеб, колбаса, чипсы, сыр. С расчётом, чтобы человек мог взять что-то в кулак, карман и бежать дальше. Мы комбинируем питание – своё и от организаторов, в частности, воду. Есть ещё природные источники. Обычно перед гонками узнаём, можно ли здесь пить – всякое бывает. 

– Туалет? Душ? Что-то ещё? 

– Надежда: Такие гонки не предполагают душа… На некоторых крупных состязаниях в Европе его обустраивают, но это гонки на несколько суток.

Максимум, что могут предложить организаторы – лежанку, где можно прикорнуть на 20 минут - час. Многие пользовались. Если бежишь не на результат, а просто получаешь удовольствие, воспринимая всё как длинный приятный поход, то почему бы и нет. Для нас это не было большой прогулкой. Ну а туалет – окружающая природа. 

– Вы одни были из Владивостока?

– Надежда: Кроме нас, ещё трое. Двое парней бежали гонку в 40 километров. По сравнению с нашей кажется небольшой, но тоже сложная… Дмитрий Денисов занял первое место.  А Анастасия Рубцова, вы часто про неё пишете, бегала короткую гонку по очень крутому подъёму. При минимальном расстоянии – набор около тысячи метров. Её называют вертикальный километр. Анастасия стала первой в женском зачёте и третьей в абсолюте. Владивосток прогремел на этой гонке.

– Вы дистанцию вместе бежали? Мужчины и женщины?

– Илья: Старт общий, а после выстрела каждый сам по себе. Зачёты отдельные – мужчины и женщины. На нашей дистанции бежало в общей сложности примерно 120 человек. Где-то сорок сошли.

– Надежда: Кого-то сняли, потому что не вписывались в контрольное время. Если прибежал к пункту питания позже положенного, дальше не выпустят – недостаточно силён для дистанции. Многие сами снялись – моральные причины, физические…

– Илья: У таких длинных гонок, 50-100 километров, мало общего с классическими лёгкой атлетикой и бегом. У нас больше похоже на армейский марш-бросок. Да, у тебя порядка 3-5 кило – это не 20 за плечами, но ты несёшь их на такие расстояния…

– Судя по снимкам, Илья финишировал в темноте, с факелом?

– Илья: Нас встречали в час ночи, ребята сделали коридор из фальшфейеров. Один дали мне, когда уже подбегал к финишу.

Надежда: А я финишировала в 6:30 утра. Мне уже ничего не дали... 

– Ночью страшно? Как вы ориентировались? Тропа освещается?

– Илья: Абсолютно не страшно. У каждого соответствующее снаряжение, в том числе налобный фонарик. Трасса обычно размечена – ленты на кустах и деревьях, флажки, а в горах зачастую тропу маркируют краской. Если участки пробегают ночью – добавляют светоотражающие элементы. Плюс обязательное индивидуальное GPS-навигирование – туристический навигатор, телефон, спортивные часы. Бежишь как по ниточке – клубочек катится, а ты за ним. Отклоняешься – часы пищат.

– Что значит набор высоты 7640 метров? Откуда такая цифра?

– Илья: Вот лестница – первая ступенька и последняя. Я смотрю – во мне два метра роста, а она примерно два с половиной меня. Поднявшись, набираю пять метров. И на дистанции так – поднялся, спустился, взобрался на следующий перевал и опять вниз. Так и суммируется. 

– Что было самым сложным в этой гонке?

– Илья: Для меня – первая треть. Мы стартуем от поляны Азау, у подножья горнолыжных трасс и горнолыжных склонов. Посёлок Трескол в Приэльбрусье – туристический, туда приезжают  покататься на горных лыжах, сноуборде… Куча трасс, подъёмники… Мы стартуем с нижней точки, идём по техническим дорогам вдоль горнолыжных трасс, выходим на перевал – и пошёл долгий спуск по долине… Опять подъём, и так 137 километров. 

На длинных гонках первую треть нужно бежать медленно, рвать вообще нельзя. Трусцой, километров 18 до населённого пункта  – там кафе, питание, а после тебя разворачивают на другое ущелье. Доходишь до очередного перевала, и начинается горная работа… Для меня эти два перегона плюс-минус одинаковы, в районе 20 километров. Монотонные, ногам тяжело из-за однотипности движения и бега. Работают одни и те же группы мышц – устают, забивают, закисляются… Тяжело голове – трусцой час, второй, третий… И солнце уже встало, местами припекало как на сковородке. Это потом  – чем выше, тем прохладнее… 

А самый запомнившийся участок – перевал Чакара, который  считается одной из самых тяжёлых точек на гонке, это километр 110-й, наверное. Сил уже немного, у меня было начало темноты… Это наивысшая точка дистанции, здесь хорошо начинается горная болезнь. Мы стараемся приезжать за неделю-полторы до старта, походить, чтобы организм привык к разреженному воздуху. Иначе «горняшка» – кружится и болит голова, слабость, тошнота…  А если ещё проблемы со здоровьем – можешь там и остаться. Перевал и высок, и сложен – там сыпучие склоны. Но мне, что называется, зашло… ты ловишь дзен.

После гонки впечатлений много, а потом память выхватывает какие-то определённые образы. Этот период самый яркий – перевал и ночь. Но вот Надя со мной не согласна. 

– Надежда: Для меня самым тяжёлым был как раз Чакара, про который Илья говорит, какой он прекрасный. Он прошёл его в начале ночи, а я приблизилась, наверное, в полночь. С ледников поднялся ветер, холодно, и я уже устала.  Поднималась медленно, надела на себя всё – перчатки, куртка, штаны, два капюшона. Меня предупреждали, кто бегал гонку, что Чакара выщёлкивает даже самых сильных. 

Перевал представляет собой три вершины, ты поднимаешься-спускаешься. Я так и настраивалась. Перешла одну, перевалила следующую, третью – ну всё, сейчас спуск… Потом четвёртая – думаю, просчиталась. Пятая… да что ж такое… шестая … Когда двигаешься, смотришь под ноги на световое пятно, чтобы не упасть… Поднимаю голову – что там с туманом и звёздами, и вижу на фоне чёрного неба огромную гору. А то, что я приняла за звёзды, – оказывается, фонарики участников.  У меня был просто шок.

Я для себя в гонках вывела правило – относиться ко всему как к данности. Глушить эмоции, не отчаиваться и не радоваться безмерно. Но в тот момент я с ними не справилась. Потом взяла себя в руки – подумаешь, 25-я гора. Но было очень тяжело и физически, и морально. Конечно, в памяти остаются самые яркие эмоции. Такой участок – это то, что делает нас сильнее. 

– А почему гор оказалось столько?

– Надежда: Скорей всего, это маленькие горки. Но в момент усталости они казались гигантскими.

– Илья: Отрисованные карты отражают основной рельеф – крупнейшие вершины и ущелья. Ну а микрорельеф выводят на более подробных – военных, геодезических… 

– В сочетании гонка вокруг Эльбруса – слово вокруг сбивает с толку. Кажется, бежишь себе и бежишь по лесной тропинке.

– Илья: Вот приподнимите кусок скатерти по центру. У вас в ладони – макушка, а вся гора снизу доверху в складках. И подножье тоже. Ты бежишь вокруг вверх-вниз по этим складкам. Это не ровное кольцо, проведённое циркулем. 

– Надежда: Конечно, это сложно. Потому организаторы отсеивают случайных людей – нужно подтвердить успешные финиши на гонках от 50 километров на высотах, приближенных к 3000 метрам. У нас высшая точка была 3900 метров – требовалось подтвердить, что можешь бежать на уровне хотя бы 3000. Иначе развернут, в первую очередь ради безопасности участников. Ты можешь на диване строить какие угодно планы, но всё будет точно по-другому.


Обсудить в Telegram
 — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru
 — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru  — newsvl.ru
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта