Плавбаза «Всеволод Сибирцев» вернулась домой из девятого рейса – одного из самых длинных в своей новейшей истории. Рыбаки провели в море 307 дней и обработали более 73 тысяч тонн рыбы, выпустив консервы, пресервы, филе и другую продукцию из минтая, сельди и тихоокеанской сардины – иваси.
Сегодня плавбаза «Всеволод Сибирцев», после того, как на гвозди порезали систершип (судно одного проекта) «Царь» (бывший «Пётр Житников») и «Владивосток 2000», осталась, пожалуй, крупнейшим перерабатывающим судном в России или даже в мире. В отличие от своих «почивших коллег» этот завод работает и успешно.
Плавзавод вернулся 7 апреля из своего девятого рейса, одного из самых продолжительных в своей новейшей истории под флагом «Доброфлота». Его загрузку обеспечивали четыре добывающих судна компании – и добились рекордного объёма переработки, более 73 тысяч тонн сырца.
Плавзавод не добывает рыбу сам, но в недрах огромного плавучего производства из свежих поставок делают филе, заморозку без головы, консервы, пресервы и другие продукты. Их затем перегружают там же, в море, на транспортные суда, которые доставляют готовый продукт на берег. Считается, что это производство сохраняет максимальное количество полезных веществ.
«Из всех основных наших биоресурсов это прежде всего сардина тихоокеанская, в простонародье иваси, – говорит генеральный директор ГК «Доброфлот» Александр Ефремов. – Её ловили около шести месяцев экспедиции, начиная с мая. Выпустили 68 миллионов банок рыбных консервов, отгрузили их на российский берег. Дальше перешли на селёдку, порядка 20 тысяч тонн выловили, обработали и закончили работу на минтае – его ловили последний месяц, немного задержались с возвращением. Совокупно плавбаза за этот год переработала 73,5 тысячи тонн сырья. Это рекорд для такого типа судов. Прежде всего рекорды ставит стабильный экипаж, многие из которых прошли уже несколько полных рейсов. Практически 83% по этому рейсу – это люди, которые идут во второй, в третий, в четвертый рейс».
Это действительно был одним из двух самых длительных – 307 дней. В последний раз «Всеволод Сибирцев» провёл ровно это же количество дней в море четыре года назад.
Рыба – есть. Промысловая обстановка оказалась в этом году нормальной, разве что минтая под конец путины «А» (одной из двух минтаевых путин на промысле, которая проходит с января по апрель) уже осталось маловато. Но что касается сардины и сельди, то эти объекты на профессиональном языке называют «неОДУемые», то есть на них не распространяются квоты в соответствии с общим допустимым уловом.
«Соответственно, у нас промысловая обстановка в принципе нормальная всегда, – говорит Александр Ефремов. – Конкретно в нашей деятельности основное – это производительность труда самой плавбазы, то есть, насколько экипаж может выйти на большую производительность в единицу времени. В данном случае плавозавод работал на сардине тихоокеанской с производительностью более чем 280 тонн среднесуточно на протяжении шести месяцев. А на пиках обрабатывали порядка 300-350 тонн. Мы планируем в конце мая – начале июня уже выходить в следующий рейс. В этом году перестой будет небольшой. Будет замена экипажа, небольшой ремонт и следующий рейс, следующий цикл».
Несколько лет назад сардины стало меньше, она мигрировала дальше в океан, где российские суда добывать её не могут. Однако сейчас иваси снова вернулась в Охотское море, и путина нарастает. По примерным подсчётам сардину можно ловить большими объёмами ещё не меньше 10 лет. А вот скумбрии уже почти нет – только в прилове. Хотя эту рыбу тоже успешно консервировали и выпускали на рынок. О сайре даже не говорят – несколько лет назад эта популярная и дешёвая рыба ушла в океан и назад пока не вернулась, хотя учёные надеются на возобновление полноценного промысла в течение нескольких лет. Как правило, вылов пелагических рыб цикличен, и уменьшение объёмов вылова скумбрии может свидетельствовать о «замене» её сайрой.
Капитан-директор плавбазы «Всеволод Сибирцев» Роман Гордиенко отработал два рейса подряд. График 10/2 – только в данным случае не дней, а месяцев.
«В ходе рейса выловлено 48 тысяч тонн сардины и 16 тысяч тонн сельди, с общим объёмом продукции 68 миллионов банок и 30 тысяч тонн мороженой рыбы, также рыбная мука и рыбий жир, – отчитывается капитан. – Состав экипажа – 450 человек, включая индонезийцев и граждан Узбекистана и Киргизии. Но больше, конечно, граждан России. В совокупности рейс продолжался 10 месяцев. За время сардиновой путины сделано порядка 15 перегрузов – то есть 15 судов загружены рыбной продукцией. Мы непосредственно перерабатываем, также с нами работают добытчики. Нас обеспечивали четыре парохода. Три СТРа (сейнера-траулера-рефрежиратора) – «Ноглики», «Калиновка», «Стерлядь». И ещё РС (рыболовецкое судно) «Викинг». Четыре парохода весь объём нам перевезли».
Смуглые индонезийцы во время швартовки с любопытством оглядывали порт Находки с борта высокого плавзавода. По-русски многие из них говорят с сильным акцентом и не очень хорошо – чему научились во время рейса. Но работали наравне со всеми, а некоторые даже вышли в «передовики производства» и получили в конце путины грамоты и награды. Всего их 100 человек по квотам от Министерства труда РФ. Ещё 50 человек – из Узбекистана и Киргизии, тоже по квотам. Несмотря на то, что экипаж на «Сибирцеве» сложился, людей всё равно не хватает, как и везде.
Работа тяжёлая – смена длится 12 часов ровно, хоть и с перерывами на обед и чай. Но, правда, и платят соответственно. От 100 до 200 тысяч можно получать на плавбазе в месяц. Тем самым «передовикам» в конце рейса выплачивают премии, поэтому элемент соревнования на путине тоже есть. Как есть люди (даже целые семьи), которые идут во второй, третий и четвёртый рейсы – копят на жильё или машины.
Огромный «Всеволод Сибирцев» способен в сутки перерабатывать до 700 тонн продукции – было бы, кому работать и куда перегружать. За счёт своих размеров волна до пяти метров на судне почти не ощущается, так что знаменитые охотоморские шторма для него не так страшны. Однако половину февраля судно всё равно стояло без работы.
«С середины начиная, половина февраля «выскочила» полностью по причине штормовых погод для маленьких и среднетоннажных судов, – говорит Роман Гордиенко. – Там одно дело поймать. Ещё же должен добытчик стоять под бортом и сдавать эту рыбу. И вот эти составляющие берутся в расчёт капитанами, анализируется метеопрогноз, фактическая погода смотрится и принимается решение – либо работаем, либо не работаем. Вот таким образом пол февраля у нас исключились».