Более 87% жителей Хасанского округа поддержали идею о восстановлении гербового орла из белого мрамора в посёлке Посьет. Символ российской государственности появился на сопке на полуострове Шелеха к приезду цесаревича Николая в конце XIX века – сперва его выложили из каменного угля, а когда наследник взошёл на престол, уголь заменили белым мрамором. Большевики разрушили фигуру, но в последние несколько лет идея его восстановить звучит всё чаще.
Приморский НИЦ социологии и гражданских инициатив во втором квартале 2024 года изучил общественное мнение жителей Хасанского муниципального округа Приморского края относительно восстановления монумента, посвящённого визиту цесаревича Николая Александровича на Дальний Восток России, и представил результаты исследования.
По данным НИЦ, более 87% жителей Хасанского муниципального округа поддерживают идею восстановления монумента, при этом 63,5% выражают полную поддержку, другие, вероятно, частичную или с оговорками. Среди мужчин полностью одобряют идею 68,6% опрошенных, среди женщин — 59%. В итоговом релизе не указано, сколько человек приняли участие в опросе.
Интересный факт – большую поддержку выразили жители округа в возрасте 35-44 лет. В то же время респонденты старших возрастных категорий (55-64 лет и старше) выражают более критическое отношение. Не поддерживают частично или полностью – 15,4% и 11,8% соответственно.
Орёл из белого мрамора был выложен на сопке, с которой цесаревич Николай Александрович осматривал окрестности Посьета. Совершая кругосветное плавание, будущий император Николай прибыл во Владивосток в мае 1891 года, а оттуда направился в в самый дальний укреплённый пункт Российской империи. Тогда Посьет именовался Новгородским постом Посьетского участка Южно-Уссурийского края Приморской области Приамурского генерал-губернаторства.
Как указано в статье краеведа Нелли Мизь, цесаревич прибыл на пост 16 мая 1891 года на фрегате «Память Азова». К посещению наследника престола здесь готовились загодя. Собранные для встречи цесаревича воинские части занимались не только строевой подготовкой, но и праздничным оформлением посёлка, а также места торжественной встречи в районе перешейка полуострова Шелеха.
«Берег у пристани был украшен барьером из наших и греческих флагов и зеленью, а у входа поставлены две пирамиды из флагов и военных арматур, образовавших подобие арки. Общее внимание обращал на себя громадный двуглавый орёл из местного каменного угля, сделанный по мысли командира 6-й стрелковой батареи полковника Бубнова. На откосе одной из высоких гор, окружающих Новгородск, площадка около 400 квадратных сажень выложена каменным углём в виде орла, а прочие арматуры вымощены щебёнкой белого мрамора и кирпича. Украшение имело и эмблематическое значение – на крайнем южном рубеже русских владений государственный герб покрыл самую почву», – говорится в материалах ОИАК.
Позже, уже когда цесаревич стал императором, взамен «угольного» был сооружён орёл из белого мрамора, который появляется на фотографиях и открытках, датированных началом ХХ века. Сопку же, на которой был выложен орёл, с тех пор называют Орлиной.
Большевики разрушили почти все памятные объекты, созданные к прибытию цесаревича в Посьет, в том числе и беломраморного орла. Осколки мрамора, из которого гербовая фигура была выложена, до сих пор находят на сопке.
Несколько лет назад учёные из Владивостока инициировали восстановление разрушенного памятника времён Российской империи в посёлке Посьет. Анатолий Савченко, кандидат исторических наук, заместитель директора Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, заметил, что сопка, где располагался монумент, до сих пор не застроена. Учёный выступил с этой инициативой на заседании общественной палаты, её поддержали. После этого владивостокские учёные начали изучать территорию, чтобы понять, каким именно был тот объект, который хотят возродить.
«Проблема упиралась в то, что не была известна площадь памятника. В одних источниках утверждалось, что он был по размерам около 1000 квадратных метров, по другим данным, двуглавый орёл занимал территорию чуть ли не в один гектар. Поэтому, чтобы разобраться, мы поехали в Посьет. Провели съёмку места первоначального расположения орла, сделали 3D-модель сопки, определив размеры уничтоженного памятника по старому оставшемуся контуру. По нашим данным, площадь мраморного орла была примерно 0,2 гектара», – говорит учёный.
Исследователи намеревались привлечь к работе архитекторов и создать проект памятника, чтобы понять, какова будет стоимость строительства сооружения, а в дальнейшем искать источники финансирования для реконструкции орла и обустройства парка на прилегающей к нему территории.
Однако до настоящего времени проект, судя по всему, так и не нашёл поддержки. В этом году энтузиасты даже пытались получить грант от Президентского фонда культурных инициатив, однако безрезультатно.