В Приморье посеяли уже 95% от плана по кукурузе и 11% по сое. Однако заказанные аграриями 78 000 тонн минеральных удобрений, как и многие товары, застряли на железной дороге и к началу посевной не успели. Они, конечно, придут, но позже необходимого, а урожайность злаков, которые посадили без подкормок, может оказаться в 1,5-2 раза ниже. Депутаты Законодательного собрания и поставщики считают, что РЖД необходимо выделять квоты на такие грузы в период подготовки и проведения весенних полевых работ.
Приморский край относится к зонам рискованного земледелия, но тем не менее является лидером по производству зерна на Дальнем Востоке. Для выращивания зерновых используются минеральные удобрения, которые повышают всхожесть на ранних этапах и урожайность культур. В нашем регионе они не производятся, а завозятся с западной части страны. Основными поставщиками являются ООО «Фосагро Сибирь», ООО «Примагро» и ООО «Кемеровский азот».
В этом году планируется засеять 465 000 гектаров полей. Основные экспортные сельскохозяйственные культуры – кукуруза и соя. На сегодняшний день приморские аграрии выполнили план по кукурузе на 95%, посеяв более 95 000 гектаров этой культуры. Сои посеяно почти 32 000 гектаров – 11% от плана. Для проведения посевной кампании необходимо ежегодно поставлять в Приморский край не менее 75 000-78 000 тонн минеральных удобрений не позднее апреля-мая.
На запрос председателя комитета по продовольственной политике ЗСПК Андрея Андрейченко министр сельского хозяйства Приморского края Андрей Бронц 6 мая ответил, что «сохраняется напряжённая ситуация с поставкой минеральных удобрений железнодорожным транспортом, грузы двигаются со значительным отставанием». 15 мая он уточнил, что потребность в удобрениях для проведения весенних полевых работ составляет 78 000 тонн. На тот момент в край было завезено 68 000 тонн (87%), в пути находилось ещё 10 000 тонн.
Аналогичная ситуация наблюдается и в других регионах Дальнего Востока. Причина – загруженная железная дорога и, как указывает спикер Законодательного собрания Приморского края Антон Волошко, «приостановление действия правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта». Проще говоря, на железной дороге установлены приоритеты для различных типов грузов, и удобрения там далеко не в первых рядах – в пятой очереди из семи, а квот для них нет. При этом половина мощностей Восточного полигона сейчас загружена углём, и даже ОАО «РЖД» призывало понизить долю угля.
Приморские депутаты и аграрии считают, что для нормального проведения посевной кампании, учитывая сложную обстановку по продвижению вагонопотока, необходимо своевременное и максимальное выделение квот ОАО «РЖД» на отправку минеральных удобрений в период подготовки и проведения весенних полевых работ (с 1 декабря по 30 апреля) и повышение приоритета таких грузов.
В правительстве Приморского края отметили, что если сеять без минеральных удобрений, урожай кукурузы и сои может быть в 1,5-2 раза ниже. Например, этой весной малые хозяйства и фермеры не получили вовремя удобрения на кукурузу, и это может повлиять на урожай этой культуры. Но сеять без минеральных удобрений – недопустимо.