Ввести уголовную ответственность за ДТП с поездами и ужесточить административное наказание за нарушение правил переезда железнодорожных путей предлагает РЖД. Инициатива связана с увеличением количества аварий на железной дороге на 12% за год. Однако в Приморском крае статистика показывает обратное – число таких происшествий снизилось до минимума за последние 20 лет.
РЖД направила в Правительство РФ предложения внести изменения в статью 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), согласно которым за столкновение с поездом вне зависимости от тяжести последствий будет наступать уголовная ответственность. Наказание – вплоть до лишения свободы на срок до двух лет. Пока же максимум, что грозит водителям, лишение прав на срок до полугода, пишет «Коммерсантъ».
Предлагается также ужесточить наказание по ст. 12.10 КоАП (нарушение правил движения через железнодорожные пути). Сейчас за выезд на переезд при запрещающем сигнале светофора предусмотрен штраф 5000 рублей или лишение прав от трёх до шести месяцев (до года – при повторном нарушении). РЖД требует увеличения минимального срока лишения с шести месяцев – до года, при повторном нарушении – до двух лет.
Генеральный директор РЖД Олег Белозёров сообщил изданию, что в прошлом году в России произошло 245 ДТП с поездами (на 12% больше, чем в 2022-м), погибли 54 человека.
«В 100% случаев была зафиксирована вина автомобилистов. Мы вынуждены предлагать непопулярные меры», – заявил Олег Белозёров.
Эксперты считают, что многие нарушения происходят из-за несовершенства железнодорожной инфраструктуры, что причины ДТП нужно анализировать, а проблему решать комплексно, и что сам по себе рост количества ДТП с поездами на 12% – не обоснование для введения уголовной ответственности.
Если исходить из данных Росстата за последние 20 лет, число подобных происшествий в России, и в Приморском крае в частности, снижается. Так, по итогам 2022 года и в стране, и в крае регистрировалось минимальное с начала 2000-х количество ДТП с пострадавшими на железной дороге.
В пресс-службе Дальневосточной железной дороги проект РЖД комментировать не стали и статистику ДТП с поездами в Приморье за 2023 год привести не смогли. А в министерстве транспорта Приморского края инициативу поддержали.
«Мы поддерживаем политику РЖД в части исключения пересечения ж/д путей и автомобильных дорог, потому что только таким образом возможно говорить о 100% ликвидации дорожно-транспортных происшествий», – прокомментировал Вячеслав Шичкин, заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Приморья.
Отметим, в прошлом году в Дальнереченске выпившая женщина, лишённая ранее водительских прав, врезалась в подъёмник на неосвещённом участке ж/д переезда. В рыбном порту во Владивостоке сорвавшийся с тормоза грузовик скатился на грузовой состав. На перегоне Смоляниново – Новонежино водитель без прав и с признаками опьянения залетел на рельсы, где его машина загорелась. Однако последний случай нельзя отнести к нарушению правил движения через железнодорожные пути, а о других происшествиях, которые подходили бы под ужесточение наказаний, ДВЖД или правоохранительные органы не сообщали.