По заказу краевого министерства транспорта и дорожного хозяйства специалисты екатеринбургской компании выполнили водолазное обследование восьми судов, затонувших в акваториях Приморья. Их должны поднять на поверхность за счёт бюджетных средств для утилизации – в рамках федерального проекта «Генеральная уборка». Как сообщают представители группы компаний HYDRO, которая и проводила обследование, стоимость работ в итоге может превысить миллиард рублей. Два самых сложных объекта – морской буксир в Золотом Роге и плавдок в Диомиде – не получится достать со дна при помощи понтонов, придётся использовать дорогостоящие плавучие краны.
В компании разработали проектную документацию по подъёму восьми судов и рассчитали соответствующие сметы. Речь идёт о морском буксире и судне, лежащем на дне бухты Золотой Рог, плавучем доке в акватории бухты Диомид, деревянно-металлическом баркасе в акватории острова Рейнеке, понтоне в акватории бухты Находка и ещё ряде объектов (расположены в акваториях пролива Старка, бухт Новик и Витязь). Отметим, что о планах достать со дна морской буксир в Золотом Роге и плавдок № 429 в Диомиде правительство рассказывало ещё в начале прошлого года – не уточняется, идёт ли сегодня речь о тех же судах.
Напомним также, что ранее региональные власти сообщали следующее: в рамках федерального проекта «Генеральная уборка» из акваторий Приморья до конца 2024 года планируется поднять для утилизации 12 объектов. Ещё 14 планировали достать в году прошлом. Такая работа началась в 2022-м, при этом часть судов поднимают на поверхность за свой счёт собственники.
Как отметил руководитель ГК HYDRO Денис Целищев, тендер на подъём обследованных судов будет объявлен в первом квартале 2024 года. Планируемый объём бюджетных средств на сегодняшний день не озвучен, однако, согласно результатам обследований, фактическая стоимость работ может существенно превышать максимальную цену контракта. Это мнение опирается на опыт аналогичной работы в других регионах. Так, в настоящее время специалисты ГК HYDRO реализуют проект по подъёму 14 затонувших судов со дна акватории Сахалинской области.
«Больше всего расходов потребуют морской буксир и плавучий док. По нашим расчётам, минимальная стоимость подъёма каждого из этих объектов составит не менее 430 млн рублей, – говорит Денис Целищев. – При обследовании мы выявили серьёзные проблемы, которые делают невозможным применение простой и наименее затратной технологии подъёма, когда судно выталкивается на поверхность воды с помощью надувных понтонов, а затем буксируется на мелководье, где происходит его разделение на части и утилизация».
По словам специалиста, оба судна имеют крупные габариты. Длина и ширина морского буксира составляют 47,3 и 10,3 м, водоизмещение – 890 тонн. У плавдока длина и ширина – 100 и 30 м, водоизмещение превышает 3000 тонн. При этом их корпуса серьёзно разрушены ржавчиной, на них обнаружены сквозные разрывы и пробоины. Соответственно, при использовании понтонов они развалятся на части. Кроме того, затонувшие объекты расположены рядом с береговой линией, в зоне фарватера с активным судоходством. Это означает, что вытягивание их на берег сопряжено с большими рисками: при любых неполадках судоходные каналы будут блокированы, что спровоцирует транспортный коллапс.
Соответственно, самым оптимальным способом подъёма является использование дорогостоящей техники – плавучих кранов грузоподъёмностью свыше 500 тонн. Осложняет работы и нахождение объектов на декомпрессионных глубинах свыше 14 метров – этот фактор не позволяет специалистам долгое время находиться под водой.
Если найти и привлечь плавучие краны не удастся, стоимость контракта возрастёт ещё сильнее. Придётся задействовать автокраны, плохо приспособленные для подъёма объектов из-под воды, устанавливать их на тяжёлые баржи, буксировать к месту проведения работ, извлекать остовы объектов со дна при помощи системы полиспастов, разрезать на части над водой и затем доставлять к берегу. Также стоит учитывать сложные гидрометеоусловия – например, в бухте Золотой Рог средняя годовая скорость ветра достигает 6,2 м/с и постоянно имеет место морское волнение.
«Получается, что общая стоимость контракта по всем восьми затонувшим объектам превысит миллиард рублей», – резюмирует Денис Целищев.
Судя по официальному сайту, группа компаний HYDRO создана в 2016 году в Екатеринбурге, объединив в себе ООО РСУ «Орентекс» и ООО «Регионстрой». Она занимается водолазными и подводно-техническими работами – сегодня на счету специалистов более 300 проектов в разных регионах РФ и свыше 100 000 часов погружений.