Новости Владивосток

Трасса из Владивостока до Находки обходится слишком дорого — Счётная палата снова предложила её не достраивать

Стоимость участка от Шкотово до Царёвки на строящейся дороге Владивосток – Находка за восемь лет вырастет почти вдвое – с 20 до 40 млрд рублей. И если «участок участка» в объезд Шкотово от Артёма ещё могут запустить в этом году, даже до завершения строительства, то полный отрезок Артём – Царёвка запустят не раньше 2026 года. Власти Приморья объясняют ситуацию оползнями и необходимостью корректировать документацию. Судьба оставшейся 100-километровой части дороги ещё не решена. Счётная палата снова предлагает отказаться от её строительства и отремонтировать старую дорогу из Артёма в порт Восточный – это будет дешевле на 70 млрд рублей в текущих ценах.

Строительство автодороги Владивосток – Находка – порт Восточный идёт с отставанием от графика, сообщает Счётная палата РФ. Аудиторы проверили готовность дороги и документацию по состоянию на 2022 год. До 1 ноября 2022 года техническая готовность первого участка (с 18-го по 40-й км) увеличилась всего на 0,2% – с 92,8% до 93%. При этом по факту (с учётом роста стоимости и сроков строительства) объект готов только на 55,9%.

«Первоначальный срок завершения строительства – декабрь 2020 года – был перенесён на декабрь 2021 года, а затем на декабрь 2022 года. Однако и в этот срок автомобильная дорога не построена. По отдельным мероприятиям отставание от графика составляет от 1 до 14 месяцев. С учётом полной приостановки работ по пяти мероприятиям и необходимости корректировки ПСД ожидаемый срок реализации объекта – 2024 год», – сообщил на коллегии аудитор Счётной палаты Валерий Богомолов.

Приморцам пообещали открыть проезд мимо Шкотово («участок участка») уже в этом году – сперва в мае, потом в июне. Правда, не исключено, что и этот срок сдвинут.

Как пишет «Коммерсантъ», в минтрансе Приморья прокомментировали результаты проверки. В ведомстве сообщили, что в 2021 году по маршруту трассы были выявлены «опасные оползневые явления, повлекшие просадку земляного полотна и смещение конструктивных элементов мостовых сооружений». Сейчас работы на четырёх участках протяженностью от 200 м до 500 м приостановлены (эти данные есть в отчётах аудиторов). Ситуация возникла из-за «некачественно выполненных инженерно-геологических изысканий». Для сохранения уже построенных сооружений нужно провести «мероприятия инженерной защиты территории».

«Откорректированная проектная документация по разработанным мероприятиям направлена на государственную экспертизу», – сказали в министерстве, пообещав в июле 2023 года ввести в эксплуатацию «в тестовом режиме» ещё несколько участков протяженностью 12,6 км. Работы на оставшихся частях начнутся после окончания экспертиз.

В любом случае, 2024 год пока в сообщениях властей Приморья не фигурирует. Не исключено, что движение начнётся раньше, чем объект будет достроен полностью. Там было во Владивостоке с трассой Седанка – Патрокл, так было и с первым участком «долгостройной» объездной до Находки до игорной зоны.

Проверка показала, что в результате неоднократной корректировки проектно-сметной документации стоимость госконтракта на строительство нынешней части дороги увеличилась с 2016 по 2022 год на 16,7% – с 20,7 млрд рублей до 24,1 млрд рублей.

«В 2020 году необходимость корректировки проектно-сметной документации была вызвана оползнями на одном из участков автодороги, в 2021 году – удорожанием строительных ресурсов, в 2022 году – оползневыми процессами ещё на четырёх участках. В результате проводимые корректировки приводят к удорожанию объекта практически в два раза: за восемь лет его стоимость увеличится с 20,7 млрд рублей в 2016 году до 40,1 млрд рублей в 2024 году», – констатировал Валерий Богомолов.

По итогам проверки работы в 2021 году ориентировочное подорожание было скромнее – с 20,67 до 34,87 млрд рублей. Это были 14,2 млрд рублей, которые появились по результатам прохождения госэкспертизы очередного пакета корректировок. По расчётным ценам 2024 года, представленным аудиторами, прибавилось уже 14,367 млрд рублей. Общая стоимость строительства объекта с учётом всех корректировок ПСД в ценах 2024 года расчётно составит уже 40,12 млрд, или 1,8 млрд рублей за 1 км дороги на этом участке.

Также установлены факты приёмки и оплаты министерством невыполненных работ, а также работ, не соответствующих условиям государственного контракта и проектной документации на общую сумму 69,1 млн рублей. По указанным фактам направлено обращение в Генпрокуратуру.

Что касается второго участка автодороги (с 43-го по 146-й км), то по итогам прошлой проверки Счётная палата рекомендовала рассмотреть вопрос о реконструкции уже существующей трассы А188 Артём – Находка – порт Восточный. В рамках реализации этого предложения Минтранс России, Росавтодор и министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края прорабатывают вопрос об экономической целесообразности такого решения.

«Предварительная стоимость реконструкции участков автодороги А188 составляет 236,5 млрд рублей, что на 70,4 млрд рублей дешевле предлагаемого ранее строительства второго участка автодороги», – сообщил аудитор.

Напомним, аналогичную меру Счётная палата предлагала и год назад, оценив перспективы нового строительства в 309 млрд рублей (около 3 млрд рублей за километр).

В руководстве Приморского края и Росавтодоре предложение Счётной палаты о рассмотрении вопроса реконструкции действующей дороги в целом поддержали.

«Согласен с предложением Счётной палаты с учётом того, что нужно завершить первый этап, в том числе доделать обход через Большой Камень. Нужно понимать, что это крупнейший сейчас узел, который является центром и драйвером судостроения, металлургического комбината. Поэтому этот участок нужно проходить и далее уже рассматривать реконструкцию», – заявил на коллегии губернатор Приморского края Олег Кожемяко.

«Мы ещё раз проанализируем все аспекты первого этапа строительства объекта и представленное Приморским краем обоснование инвестиций на второй этап. И исходя из рекомендаций Счётной палаты, вынесем вопрос возможной реконструкции существующей дороги на рассмотрение научно-технического совета Росавтодора», – отметил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко.

Таким образом, судьба трассы ещё не определена, но уже понятна: без бюджетных дотаций Приморский край едва ли когда-то сможет её достроить. Рассмотреть вопрос возможной альтернативы Минтранс и Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) планировали до 1 июня 2022 года.


Обсудить в Telegram
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта