Популярный парашютный аэроклуб ДОСААФ в Арсеньеве, существующий при авиазаводе «Прогресс» 60 лет, может закрыться. Всё это время специалисты получали зарплату, но остальные расходы покрывали сами за счёт предоставления платных услуг. Теперь «Прогресс» принял решение о ликвидации подразделения аэроклуба, инструкторам, лётчикам и механикам предлагают другие должности, а возможность учить парашютному спорту у персонала останется после работы. Специалисты аэроклуба подготовили видеообращение к президенту страны и губернатору.
В авиационно-спортивном клубе Регионального отделения ДОСААФ России «Арсеньевский» готовят профессиональных парашютистов. Здесь учатся и тренируются десятки спортсменов, в том числе школьники от 14 лет. Почти все инструкторы работают в клубе уже по 30-50 лет, у каждого по 3-7 тысяч прыжков с парашютом, звания и награды. Клуб – в Книге почёта Арсеньевского городского округа, есть грамоты Законодательного собрания Приморья. И весь свой опыт и знания сотрудники почти 60 лет передают подрастающему поколению.
При аэроклубе две спортивные команды: взрослая и детская. Занятия – шесть дней в неделю. В совокупности у учеников более 20 тысяч прыжков. Среди спортсменов есть чемпионы страны и мира и 32 мастера спорта. Часто выпускники арсеньевского аэроклуба связывают всю свою жизнь с прыжками с парашютом, в том числе работают пожарными парашютистами и специалистами спасательных парашютно-десантных групп. Среди выпускников есть, например, Сергей Малихов, который учил космонавтов использованию парашютов в Новосибирске. Кроме парашютного спорта, в аэроклубе обучают 30 детей робототехнике, здесь же действует юношеская планерная школа. За время существования аэроклуба образовались более 30 семейных пар, а сейчас сюда ходят уже внуки бывших выпускников.
Приказом завода «Прогресс» от 20 апреля аэроклуб решено ликвидировать «с целью повышения эффективности управления деятельностью предприятия». В пресс-службе завода «Прогресс» Новостям VL.ru пообещали прокомментировать решение позднее, но комментарий ранее уже появился в Telegram-канале «АрсТВ», где ликвидация подразделения аэроклуба объясняется убыточностью производства: «Содержать непрофильные активы накладно и расточительно для предприятия. Что касается трудоустройства попавших под сокращение работников аэроклуба, то им будет предложено перейти в цеха основного производства, где требуются квалифицированные кадры. Для сохранения жизнеспособности аэроклуба как подразделения ДОСААФ «Прогресс» готов заключить договор о совместной деятельности, но в другом виде».
«Я стараюсь поддерживать такие начинания, но в виде кружков и хобби, когда люди занимаются этим в свободное от работы время. И чтобы сохранить их увлечение, мы готовы оставить самолёт для хранения, предоставим возможность взлетать с территории аэродрома предприятия», – прокомментировал исполнительный директор предприятия Сергей Шамшура.
Начальник авиационно-спортивного клуба Александр Коляда вспоминает, что даже в 90-е годы, когда зарплату выдавали хлебом, никто и не думал о прекращении деятельности подразделения. Коллектив здесь неизменен уже десятки лет: авиационные механики, лётчик, инструкторы-парашютисты – всего 12 человек. Зарплата – около 18 тысяч рублей в месяц. Ежегодные расходы на существование аэроклуба и зарплатный фонд – 7,5 млн рублей. Александр Коляда говорит, что бензин, масло, парашюты, содержание здания в 500 «квадратов» и посадочной площадки обеспечивают сами. На это идут деньги от платных услуг, а забота завода – зарплата сотрудникам.
Сейчас 50 человек в аэроклубе обучаются и прыгают с парашютом бесплатно, расходы на их прыжки покрываются прибылью от коммерческой деятельности – организации прыжков с парашютом для всех желающих (4500 рублей за первый прыжок одному и от 10 500 – в тандеме с инструктором). Со всего Приморья сюда ежегодно приезжают около 600-800 человек. Но всё-таки средств на зарплату у аэроклуба не хватает.
«Было мне 20 лет, я в четыре утра вставал, в пять завтракал, а в шесть уже летал над городом. И так много лет. Но мне сейчас почти 70 и работать после работы… То, что хотят оставить возможность летать, конечно, плюс, но какие там прыжки после другой работы. У нас все, кроме двоих, – пенсионеры. И никого мы не найдём, чтобы занимался всем этим за 18 тысяч. Обучают только те, кто в аэроклубе всю жизнь провёл. Но мы не заложники аэроклуба, мы его фанаты, поэтому мы здесь», – говорит Александр Коляда.
На Дальнем Востоке остались всего два аэроклуба ДОСААФ – в Арсеньеве и Благовещенске. В Приморье действует также федерация парашютного спорта «Фаворит-У» в Уссурийске – несколько лет назад её открыли как раз ученики арсеньевского аэроклуба. Президент федерации парашютного спорта Приморского края Игорь Иващенко говорит, что федерация хотела бы помочь «родителям», но не знает как. Ведь ДОСААФ и федерация хоть и сотрудничают, но это разные организации. Сейчас «Фаворит-У» предлагает хранить самолёт на их площадке, если это понадобится.
Сотрудники арсеньевского аэроклуба ДОСААФ записали видеообращение к президенту России, губернатору Приморского края, Законодательному собранию с просьбой не допустить закрытия аэроклуба, несмотря на ликвидацию подразделения. Они готовят свои предложения по решению проблемы.