В минувшие выходные в селе Красный Яр, где живут малочисленные народы Приморья, прошёл национальный праздник «Ва:кчай ни». Переводится название торжества с удэгейского как «День охотника», и посвящено оно окончанию зимнего сезона охоты. Одна из важнейших целей такого праздника в современном мире – сохранить традиции и язык удэгейцев. О них местные старожилы поведали корреспонденту Новостей VL.ru.
Красный Яр – от краснотала
Красный Яр находится на севере Приморья. Если ехать от Владивостока, то необходимо преодолеть более 600 километров – притом часть из них по грунтовой дороге. В самом конце путешественников ждёт ещё одно испытание – мосты через реку Бикин. Их установили военные около 30 лет назад как временные, но переправы до сих пор служат гражданскому населению.
Само село небольшое – 500-600 жителей. Как говорят местные, все они поместились бы в одной современной девятиэтажке. Отношение друг к другу такое же – соседское, двери в домах здесь не закрывают на замки.
Красный Яр был основан в 1957 году, но его название никак не связано с советской топонимикой.
«Я живу в посёлке с момента основания, у меня отец строил эту деревню. Когда переехала, мне было три года, но я до сих пор помню, как мы причалили на лодке к берегу. Сначала жили в бараках на берегу реки Бикин. Помню, как привезли первый трактор и пилораму, – рассказала старожил посёлка 68-летняя Наталья Канчуга. – Красный Яр получил своё название от кустарника краснотал. Когда искали место для села, нашли эту территорию, вокруг была глухая тайга, но весь берег зарос этим красным кустарником. Мы, школьники, делали из него себе счётные палочки».
Аутентичность села его жители стараются сохранить. Несмотря на то, что люди строят новые дома, а с созданием «Национального парка Бикин» появилось больше социальных объектов – почта, детский сад, баня, – и сегодня здесь можно увидеть жилища с причудливыми фигурами и орнаментами на крышах домов.
Наталья Канчуга рассказала, что сейчас в селе Красный Яр проживают представители 16 различных национальностей. Самые многочисленные среди них удэгейцы – 400 человек, затем идут нанайцы – их порядка 100, также есть русские, украинцы, эвенки, орочи, чукчи, ульчи и другие. Это не так много, как кажется приезжим гостям, – до конца 70-х годов прошлого столетия здесь проживали люди 22 национальностей, в том числе латыши и литовцы.
Праздник охотников
Праздник «Ва:кчай ни», или «День охотника», проводят два раза в год. Один раз осенью, когда традиционно мужчин провожают на охоту, а второй – весной, когда этот сезон подходит к концу. Праздник – одна из неотъемлемых частей сохранения традиций людей, которые здесь живут.
«Охота для коренных народов – традиционный образ жизни. С малых лет родители своих детей приучали к природе и тайге. Несмотря на то, что у нас появился интернет и сотовая связь, современные блага цивилизации, охотники у нас остались. С созданием национального парка создано 23 охотничьих участка. Их хозяева работают в парке инспекторами и специалистами. Они охотятся на своих делянах, а также мониторят территорию: подсчитывают зверя и описывают, какие виды деревьев и растений произрастают», – отметила Наталья Канчуга.
Праздник «Ва:кчай ни» начался с обряда шамана Василия Дункая. Коренные народы всё ещё поклоняются языческим богам, которые, как верят люди, могут принести удачу или, наоборот, наказать за злодеяния. Шаман разводит небольшой костёр, рядом стоят еда и напитки, которые отдадут в дар богам.
«Перед началом охоты мы делали подобный обряд – Касигалым, чтобы охота для всех была удачной, все вернулись здоровыми, чтобы добычи много было. Сезон охоты закончился, все вернулись живыми, и мы благодарим наших богов за это. Делаем это через костёр. Бросаем в него сначала багульник, чтобы запах был, а потом отдаём что есть: мясо, конфеты и печенье. Главный бог у нас Сансилоя, есть бог охотников и мужчин Лоубату, бог семьи, детей и женщин Нанимё. Мы стараемся поддерживать и сохранять традиции. Пока мы что-то делаем, то они есть», – рассказал Василий Дункай.
Ради сохранения традиций
После обряда началась небольшая концертная программа: удэгейские танцы и песни, люди водили хоровод в национальных костюмах. В числе многих была местная жительница Раиса Канчуга. Она рассказала об уникальности удэгейского костюма. Так, все цветные узоры, которые нанесены на рукавах и на рубашке, уникальны: «В костюме древних удэгейцев в каждой семье узор означал что-то важное для каждого рода», – отметила женщина.
Не менее важным для местных жителей является сохранение удэгейского языка. Несколько лет назад он преподавался в местной школе № 15 факультативно. А сейчас введён в школьную программу и преподаётся как обычный урок с 1-го по 4-й класс, а также в детском саду. Кроме того, на отделении почты, доме быта, больнице названия учреждений на русском дублируются и на удэгейском.
После начался фестиваль по национальным видам спорта. Были тут стрельба из лука, метание копья, перетягивание каната, ходьба на командных лыжах, метание тынзян на хорей (специальный аркан набрасывают на деревянный шест). Увы, на выходных добраться в Красный Яр было тяжело – дорога от Лучегорска занесена снегом, а за сутки до начала праздника и в селе прошла небольшая метель. Но тем не менее «народные состязания» собрали 19 команд – и местных жителей, и приезжих туристов. Попасть копьём в цель удалось единицам, лук также покорился немногим, но, несмотря на это, все были в хорошем настроении.
В конце спортивной программы участников накормили шурпой, которую приготовили здесь же, на свежем воздухе – дети и взрослые с удовольствием ели суп и делились впечатлениями от праздника. Желающие могли приобрести национальные сувениры и полезные предметы: плетёные обереги из лимонника, «ловцы снов» из меха белки и соболя с характерной удэгейской вышивкой (по 400-500 рублей), приправу из дикого чеснока (маленькая баночка за 100 рублей), самой дорогой была настойка с корнем женьшеня – стоила она 5000 рублей. Некоторые вещи были выставлены на обозрение, но не на продажу. Например, кошельки из рыбьей кожи, богдо – специальный головной убор для мужчин, бусы с клыками медведя и спилами рогов изюбря, а также вышитые вручную костюмы.
Праздник «Ва:кчай ни» необходим людям, чтобы сохранить традиции, однако для этого они используют всевозможные средства и в повседневной жизни. Местные жители составили книгу о национальных видах спорта – а их более двадцати, – записали диск с удэгейскими песнями, проводят конкурсы по национальной кухне. Старожилы надеются, что достижения современного мира хотя бы косвенно помогут сохранить связь с культурой предков.
Отметим, что в дни празднования фестиваля «Ва:кчай ни» в селе Красный Яр погиб местный житель. Известные подробности происшествия в отдельном материале.