В Думе предложили резервировать даты для пересечения границы на автомобилях. Изменения должны заработать с 1 марта. Позже автор законопроекта уточнил, что поправки будут касаться только грузовиков, которые собираются на пунктах пропуска в огромные очереди.
Законопроект, который предполагает «бронирование» даты и времени пересечения госграницы России на автомобиле, внесли на рассмотрение Госдумы ещё в августе, до массового «исхода» россиян за границу на машинах. В конце сентября его приняли в первом чтении, а во втором планируют рассмотреть в феврале.
В документах, приложенных к законопроекту, сейчас отсутствует он сам и таблица поправок ко второму чтению. Есть только пояснительная записка. Как писал «Коммерсантъ», ранее в таблице поправок было указано, что бронировать время пересечения границы придётся для автомобилей, принадлежащих как российским гражданам и перевозчикам, так и иностранным. Поправки в случае принятия будут действовать с 1 марта 2023 года до 1 марта 2024-го.
Также документ предлагает утвердить требования к обустройству участков дорог рядом с пунктами пропуска через границу. Стоянки для транспорта должны быть оборудованы подъездами с твёрдым покрытием, освещением, урнами, бесплатными туалетами и техническими средствами, которые позволят зарезервировать дату и время прохождения границы. Сейчас этих данных в проекте закона нет.
Бронирование даты и времени пересечения границы должно происходить через государственную информационную систему электронных перевозочных документов. При этом у госслужб будет возможность отказать в резервировании времени в случае непредставления заявителем необходимых документов и сведений.
Глава транспортного комитета Госдумы Евгений Москвичев пояснил, что поправки о бронировании даты пересечения границы касаются только грузового транспорта, но не личного.
«Это касается только грузовых автомобильных перевозок, которыми занимаются на коммерческой основе, перевозят грузы. Мы убираем пробки, которые стоят по 10-15 км. Водители не видят ни воды, ни еды, ни туалетов, ничего. А у них [водителей] есть семьи – жены, дети – поэтому устраняем эту проблему. <...> Это будет приложение, в которое войдёт любой перевозчик и запишется на то время, [предварительно] рассчитав, во сколько он подъедет, и всё. Подъезд к пункту пропуска будет «зелёная улица», полоса отдельная. И он [водитель] дальше, в течение 20 минут, пройдёт границу и поедет дальше. И по 10-15 дней [не будет ждать]», – объяснил РБК Евгений Москвичев.
По его словам, система заработает не на всей границе, а «на тех пунктах пропуска, на которых есть у нас проблемы».
К «проблемным» однозначно можно отнести все автомобильные пункты пропуска в Приморье, а предлагавшиеся поправки в целом очень похожи на систему так называемой электронной очереди, которая действовала в Приморском крае ровно год, с 1 июня 2020 по 1 июня 2021 года. Грузовики могли проехать на прилегающую к пунктам пропуска территорию только по заявке. Затем режим работы электронных очередей неоднократно продлевали и «совершенствовали» – проще говоря, ужесточали. Однако с момента запуска системы у пунктов пропуска грузовики продолжали скапливаться на границе с Китаем сотнями. Водители большегрузов рассказывали, что, несмотря на электронную очередь, проезда приходилось ждать по несколько дней. Также благоустройство подъездных путей и зон ожидания для водителей грузовиков в регионе обещают уже больше десятилетия, но сроки постоянно переносятся, а работы – откладываются.