Сроки модернизации и строительства 10 пунктов пропуска на границе России с Китаем сдвигаются в среднем на год. В Приморском крае в установленный срок реконструируют только погранпереход Марково. Остальные, в том числе проблемные МАПП Пограничный и Краскино, снова переносят – уже на 2024 и 2025 годы.
«Ведомости» сообщают о письме Минтранса в Минпромторг по вопросам пропускной способности погранпереходов. Согласно тексту документа, основная часть пунктов пропуска на границе с Китаем будет введена в эксплуатацию через три-четыре года.
Всего, по данным Минтранса, на этой границе строят три международных автомобильных пункта пропуска, а также реконструируют пять МАПП и два железнодорожных перехода.
В письме говорится, что реконструкция большинства погранпереходов запланирована на 2024-2026 годы. Исключение – Марково, который будет модернизирован к концу 2023 года. Его пропускная способность составит 130 грузовиков в сутки. В конце 2024 года будут реконструированы МАПП Турий Рог и Староцурухайтуйский (Забайкалье), которые смогут пропускать 25 и 700 грузовиков в сутки соответственно.
Срок реконструкции сдвигался уже неоднократно. Например, в прошлом году сообщалось, что МАПП Марково закончат к концу 2022 года, на эти цели выделялся 1 млрд рублей. Также в текущем году планировалось завершить строительно-монтажные работы и на МАПП Турий Рог.
Работы на железнодорожном пункте пропуска Пограничный планируется завершить к четвёртому кварталу 2025 года, его пропускная способность увеличится до 17 грузовых поездов в сутки. Последним, к четвёртому кварталу 2026 года, будет сдан в эксплуатацию реконструированный МАПП Полтавка, мощности которого достигнут 980 грузовиков в сутки. Ранее Полтавку хотели сделать до конца 2024 года, а Пограничный – в 2022 году.
Тема погранпереходов регулярно обсуждается на самом высоком уровне. В июле полпред президента в ДФО Юрий Трутнев говорил, что ситуация на пограничных переходах сложная. Из 80 пунктов пропуска на Дальнем Востоке функционируют 58, почти все находятся в ненормативном состоянии. Более 80% грузопотока проходит через 12 пунктов пропуска, реконструкция которых является приоритетной. На их модернизацию и техническое оснащение деньги Минтрансу выделены, тем не менее по целому ряду пунктов сроки строительства постоянно переносятся.
Срок строительства МАПП Краскино с пропускной способностью 650 грузовых ТС в сутки, который планировалось сдать в конце 2022 года, перенесён на конец 2024-го. При этом только изыскательские работы по контракту собирались проводить весь 2022 год, а к строительству приступать в 2023-м. Очередь из фур, которые носятся по посёлку и паркуются везде, где только могут встать, уже превратила жизнь краскинцев в ад. Ситуация там критическая.
Представитель РЖД сказал «Ведомостям», что до 2025 года планируется завершить все работы на пунктах пропуска Наушки, Пограничный, Махалино и Забайкальск. С 1 сентября, по его словам, погранпереход Махалино – Хуньчунь переведён на круглосуточный режим работы.
Напомним, реконструкция погранпереходов Пограничный и Краскино задумывалась ещё в 2012 году, чтобы увеличить пропускную способность обоих. Реконструкция МАПП Краскино была включена в федеральную целевую программу ещё в преддверии саммита АТЭС 2012 года. При этом в апреле 2012-го строительно-монтажные работы здесь были остановлены. В этом году дальнобойщики, устав ждать ремонта, сами отсыпали и разровняли дорогу между переходами Пограничный и Суйфэньхэ. Позднее вице-премьер Марат Хуснуллин пообещал, что дороги к пунктам пропуска тоже отремонтируют «в течение пятилетки».
В основном водители грузовиков в очередях жалуются на отсутствие элементарных удобств – нет туалетов, душевых, нормальных пунктов питания и выделенной парковки. А очередь, как недавно подтвердила ФАС, контролируются сторонними лицами.
Сейчас на границе между Россией и Китаем действует 10 автомобильных и четыре железнодорожных погранперехода. Их пропускная способность – по 50 грузовиков и 30 поездов в сутки соответственно.
По данным Главного таможенного управления Китая, за 11 месяцев 2022 года товарооборот России и КНР увеличился на 32% до $172,4 млрд. По словам представителя РЖД, компания готова осуществлять перевозки через сухопутные погранпереходы с КНР на «ранее согласованном с китайской стороной уровне» – 48 поездов в сутки. Сейчас ограничения по количеству поездов связаны с антиковидными мерами со стороны Китая.
Уже сейчас ситуация на пунктах пропуска критическая. Они, да ещё приморские порты, стали «узким горлышком» в потоке товарообмена между Россией и КНР. Сейчас водители могут простоять в пробке на погранпереходе около месяца. По оценке директора по развитию TransAsia Logistics Аркадия Иванова, один день простоя автотранспорта обходится грузовладельцам в 5000-7000 рублей, железнодорожного вагона – 1000-2000 рублей. Всё это в итоге влияет на стоимость перевозимой ими продукции.
Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов полагает, что, поскольку вопрос с Китаем – ключевой для расширения экспорта отечественной продукции, с учётом полученной информации от Минтранса Минпромторг сможет частично диверсифицировать грузопотоки – например, через страны СНГ или по Севморпути.