Госдума в третьем чтении приняла законопроект о повышении штрафов для стивидоров за нарушения при перевалке угля. Компаниям может грозить взыскание до 600 тысяч рублей или приостановка деятельности на 90 суток. Однако в силу закон вступит только в 2025 году.
Обсуждать законопроект начали в марте этого года. В пояснительной записке говорится, что ужесточение штрафов «особенно актуально для Приморского и Хабаровского краёв, Мурманской области». За последние 10 лет объём перевалки угля в морских портах вырос втрое и составляет 140 млн тонн угля в год. При этом, несмотря на то, что федеральными органами исполнительной власти и стивидорными компаниями реализуются масштабные мероприятия по снижению негативного воздействия на здоровье людей и окружающую среду при перевалке угля, ряд компаний проводит их ненадлежащим образом, не в должном объёме или не проводит совсем.
На территории Дальневосточного федерального округа перевалкой, дроблением и сортировкой угля в портах занимаются 32 стивидорные компании, в отношении которых с 2016 по 2018 год было вынесено 467 постановлений об административном наказании. За 2019 год Тихоокеанским морским управлением Росприроднадзора было проведено 94 проверки стивидорных компаний Приморского края, по результатам которых возбуждено 182 административных дела. Отметим, что только порт Посьет в 2021 году заработал штрафов на 1,5 млн рублей, ещё более 600 тысяч рублей заплатил торговый порт во Владивостоке. Всего, по данным Минприроды, в 2021 году в Дальневосточном федеральном округе Росприроднадзор выявил 496 нарушений. В результате наложено штрафов почти на 7 млн рублей.
В 2022 году известно о штрафах в 100 тысяч рублей у компании «Порт Восточные ворота – Приморский завод» в Находке, 222 тысячи рублей у рыбного порта во Владивостоке и 250 тысяч – у порта «Вера» в Подъяпольском. В тексте пояснительной записки говорится, что такие наказания – недостаточная мера для стивидоров и требуют усиления, в том числе в части введения приостановления деятельности.
Сформировалась практика, когда стивидорные компании при вынесении им предписаний об устранении административных правонарушений затягивают вступление предписаний в силу путём подачи жалоб, а впоследствии уплачивают административный штраф. Меры по устранению причин компании не принимают.
Неисполнение предписаний наказывается по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. В настоящее время наказание составляет 300-500 рублей для граждан, 1000-2000 рублей или дисквалификация на срок до трёх лет для должностных лиц и 10-20 тысяч рублей для юридических лиц. Проектом предложено КоАП дополнить ст. 19.5 двумя новыми частями. Часть 40 предусматривает штраф за невыполнение в установленный срок законных предписаний для юридических лиц – от 100 до 200 тысяч рублей. Часть 41 предполагает за повторное нарушение – штраф 300-600 тысяч рублей или приостановку деятельности на срок до 90 суток.
Авторы законопроекта считают, что такие меры вынудят стивидорные компании принимать реальные меры по устранению выявленных нарушений. Порты в Приморье чаще всего штрафуют по ст. 8.1 КоАП РФ (несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов), ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ (нарушение законодательства об экологической экспертизе), ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ (нарушение правил охраны водных объектов) и ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ (нарушение исполнителем требований технических регламентов).
Предполагалось, что закон начнёт действовать с 1 сентября 2023 года «в связи с текущей необходимостью защиты экономики и снижения административного давления на юридических лиц в условиях зарубежных санкций». Однако депутаты посчитали почти годичную отсрочку недостаточной защитой, поэтому предложили и утвердили переходный период ещё на два года – до 1 сентября 2025-го.
Как пишут «Ведомости», споры между регуляторами и бизнесом о том, как бороться с грязной перевалкой угля (вплоть до запрета открытой перевалки), идут с 2018 года. Но окончательного решения, вводить ли запреты и как наказывать за нарушения, нет. Одним из способов стимулирования, по мнению ФАС, может быть установление более высоких железнодорожных тарифов при транспортировке угля в порты с открытой перевалкой. С такой инициативой также неоднократно выходил спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов (в последний раз – 9 ноября). Он подчёркивал, что в России лишь три порта «отвечают лучшим мировым стандартам» – это Усть-Луга, Тамань и Восточный (во Врангеле). Против дифференциации тарифов выступал Минтранс.
В 2018 году законопроект о запрете открытой перевалки угля вносился в Госдуму депутатами от ЛДПР, но так и не был принят. А в сентябре 2020 года свой законопроект подготовил Минтранс. В министерстве тогда поясняли «Ведомостям», что его принятие позволит государству разрывать договор аренды со стивидором (причалы при терминалах находятся в госсобственности) в случае приостановки судом деятельности компании из-за экологических нарушений. Но дальнейшая судьба законопроекта неясна.
Отметим также, что в Приморском крае уже были прецеденты с приостановкой деятельности стивидоров. В 2019 году Находкинский городской суд принял решение на 10 суток приостановить деятельность ЗАО «Порт Восточные ворота – Приморский завод». Годом ранее Тихоокеанское морское управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования пыталось остановить деятельность АО «Восточный порт», но позже отозвало иск.