Правительство России повысило до 35% ставки ввозных таможенных пошлин в отношении некоторых категорий товаров. Теперь импортёрам придётся больше платить за ввоз на территорию страны парфюмерно-косметической продукции и товаров бытовой химии из США, Канады, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и Польши. В результате некоторые эксперты уже предсказывают увеличение «косметического товаропотока» из Турции и Южной Кореи. Также эти меры коснулись гражданского оружия и патронов из «недружественных стран».
Соответствующее постановление Правительства РФ № 2240 было утверждено премьер-министром Михаилом Мишустиным 7 декабря и официально опубликовано 9 декабря (вступает в силу через пять дней после опубликования). Новые ставки утверждены по 31 декабря 2023 года включительно.
В перечне товаров, которые оказались по ту сторону заградительных пошлин, указаны шампуни и средства для волос, средства для чистки зубов, средства для бритья, дезодоранты и антиперспиранты, «прочие средства для ароматизации и дезодорирования воздуха помещений» (включая благовония), моющие и чистящие средства из перечисленных выше государств.
Также включены в список оружие одноствольное гладкоствольное, комбинированное оружие с гладкими и нарезными стволами, спортивные и охотничьи винтовки, гражданские ракетницы, стволы и патроны из стран, совершающих в отношении России «недружественные действия». Исключение в данном случае сделано для обеспечения нужд спортивных сборных команд РФ.
Конкретные бренды парфюмерии, косметики и бытовой химии в документе не перечислены, однако можно заключить, что сложнее станет ввозить в страну продукцию Dove, Timotei, Axe, Rexona, Cif, Domestos (британская компания Unilever), Gillette, Head & Shoulders, Pantene, Blend-a-med (американская P&G) и не только. В «Национальном совете по парфюмерии, косметике и бытовой химии» (объединяет крупнейших производителей РФ) рассказали «Известиям», что из Америки в Россию также доставляют товары бренда Mary Kay, из Великобритании – Old Spice и Fairy, из Польши – Oriflame, Eveline, Colgate, Nivea.
В Минпромторге поясняют, что список товаров, облагаемых новой пошлиной в 35%, определён совместно с представителями предприятий и ассоциаций. Это продукция, по которой «имеются не уступающие по качеству и ассортименту отечественные аналоги». В качестве примеров предлагаемой замены указаны следующие производители: «Фаберлик», «Юникосметик», «Уник косметик», «Первое решение», «Сплат», «Диарси», «Невская косметика», «Арнест», «Сибиар», «Невалайн», «Аэростар контракт», «Мастер фрэш», «ТД Грасс», «Аист», «Нэфис косметикс» и др.
Порядка 60% от общего объёма импорта указанной продукции поставляется в Россию из стран Европейского союза, тогда как объёмы поставок из шести стран, которые попали под повышенную пошлину, не превышают 8-15% и охватывают узкий «нишевый» сегмент брендов – в основном в ценовой категории «премиум». А ряд известных брендов, по информации Минпромторга (к примеру, Nivea, Rexona, Lady Speed Stick, Axe, Chirton), уже много лет и так производится в России.
«Мощности российских предприятий перекрывают импорт из предложенного перечня недружественных стран: в 6 раз по шампуням, в 3 раза по средствам для волос, в 8 раз по средствам для чистки зубов, в 6 раз по дезодорантам и антиперспирантам, в 20 раз по ароматизаторам, в 62 раза по моющим средствам. Кроме того, введение полного запрета на поставки парфюмерно-косметической продукции из недружественных стран, а также повышение пошлин на товары, по которым ассортимент отечественных брендов не в полной мере может удовлетворить запросы потребителей (парфюмерия, декоративная косметика), пока не планируется», – указывает Минпромторг.
В «Национальном совете по парфюмерии, косметике и бытовой химии» считают, что введение российской пошлины – зеркальная мера, так как сначала зарубежные страны ввели против отечественной продукции 35% сбора. Как отмечает источник издания «Коммерсантъ», ограничение поставок парфюмерии, косметики и бытовой химии из «недружественных стран» может привести к увеличению импорта из Турции и Южной Кореи.
Хотя многие локальные компании также сейчас стараются активно наращивать производство, добавляет собеседник издания. В Ассоциации компаний розничной торговли (включает X5 Group, «Магнит», «Ленту» и пр.) уже отмечали, что доля Южной Кореи в нынешнем году в сегменте косметики и бытовой химии выросла в два раза, до 2% от импортного ассортимента. Источник не исключает, что ближе к весне 2023 года, перед 8 марта, ограничение может быть и пересмотрено при необходимости, чтобы не допустить перебоев на полках.