Предварительный ущерб Приморскому краю от прошедших дождей составил более 1,3 млрд рублей. Министр ГО и ЧС Александр Златкин в отчёте перед депутатами Законодательного собрания обозначил основные проблемы, связанные с превентивными мерами, припомнил «ущерб карасикам» и призвал прокуратуру быть терпимее к главам.
Прошедшие в Приморском крае дожди, если оценивать в среднем по региону, не дотянули даже до природного катаклизма средней силы. Тем не менее последствия их оказались разрушительными. Министр по делам ГОЧС Приморского края Александр Златкин сообщил депутатам ЗСПК, что погибли два человека, в том числе двухлетний ребёнок, разрушено два дома и подтоплено 18. И до сих пор ещё технически отрезанный населённый пункт остаётся в Ольгинском районе.
«С учётом всех критериев оценок ущерба мы пока предварительно посчитали, что это 1,3 млрд рублей. Прорабатывается вопрос об обращении в федерацию за помощью. Речь о введении федерального ЧС не идёт, хотя с точки зрения ущерба может. По критериям уровень федерального реагирования наступает с ущерба свыше 1,2 млрд рублей. Но ущерб предварительный, пока непонятно, будет он уменьшаться или увеличиваться», – сообщил Александр Златкин.
Игорь Чемерис спросил, как это несерьёзные осадки вызвали такие серьёзные последствия – может, что-то не учли или где-то был управленческий просчёт? Этот вопрос вызвал довольно эмоциональный ответ министра.
Златкин ответил, что в отдельно взятом Ольгинском районе, который пострадал сильнее всего, по оценкам местных жителей и системы ГО и ЧС, интенсивность осадков превысила уровень «Лайонрока» в 2016 году. Там от людей уже принимаются заявления на компенсации и начались выплаты. Что касается остальных восьми муниципальных образований, то там и сама стихия, и её последствия были всё-таки менее серьёзными.
«Выводы-то сделаны, и понимание есть, – сказал Александр Златкин. – Мы уже провели определённую работу с теми органами исполнительной власти, которые должны понимать, что они такие же звенья подсистемы ГО и ЧС, как и само министерство. Они должны превентивные меры делать, не только участвовать в аварийных работах. Наша проблема – она комплексная. У этой машины гайки развинтились не при нас, а раньше ещё. И, видимо, пора эти гайки закручивать и закручивать жёстко. Лично я убедился, что совсем не дело, когда руководитель региона носится в резиновых сапогах по городам и весям и в ручном режиме ведёт штабы. Зачем мы тогда? За что нам тогда зарплату платят?»
Министр объяснил, что есть ряд проблем на законодательном уровне. И с этими вопросами министерство к осени планирует выйти в ЗСПК.
«Например, все заходы муниципалитетов в русла рек увязываются в чрезвычайных ситуациях. У нас даже в регламенте первым пунктом написано, что сперва нужно объявить режим ЧС, а потом поехали в русло. Уже даже не когда они забиты, а когда мосты упали. Мостопад у нас связан в первую очередь с тем, что русла уже давным-давно непроходимые. Корчи под мостами, вода не проходит и всё сносит. В Ольгинском районе мосты стоят, вопросов нет. А подходы к ним вымываются. Но в некоторых случаях, если напор хороший и корчей туда подбросило нормально, то и мосты сносит. Главы несколько инертно себя ведут, хотя их тоже можно понять: с одной стороны надзор, с другой рыбнадзор. Помните, какое-то время назад и. о. губернатора Тарасенко пытался до президента это донести? Тогда его никто не понял, все смеялись, в том числе и я, потому что не понимал, о чём идёт речь, когда он как-то косноязыко про каких-то карасиков говорил? А он дело на самом деле говорил. Вот эти чрезмерные требования к безопасности гидробионтов влияют на безопасность людей. Мы скорее всего в рамках ГО и ЧС соберём рабочую группу и август проведём в полях – проедем по всем районам, лично с главами посмотрим, какие участки необходимо срочно сделать. Осенью подойдут ещё паводки какие-то неплохие, да и в августе будет что-нибудь. Надо делать уже сейчас. Потому что бесконечно восстанавливать из бюджета деньги и ставить новые мосты, оставляя остальную работу на том же уровне, – это деньги в никуда. По алгоритму я уже сказал: мост упал, ввели ЧС, надо чистить русло. Очень хорошо, главное, своевременно. Сто прихлопов, сто притопов, результат неизвестен».
Министр объяснил, что звенья ГО и ЧС отгородились друг от друга и пытаются перекладывать ответственность вплоть до того, кто должен отвечать за уборку стволов, а кто – за песчано-гравийные наносы. Мол, брёвнами пусть минлесхоз занимается, ПГС – глава, а под мостами пусть чистят дорожники.
Есть разночтения и у прокуроров на местах. Златкин назвал это «толковательным правом», которое приводит к вакханалии – когда отдельно взятый представитель надзорного ведомства может вмешаться в работу главы, который что-то с кем-то не согласовал. Мест и имён не называя, министр привёл пример: начал глава убирать поваленные деревья из-под моста – и ему «прилетело» от прокурора за то, что уборка не была согласована с минлесхозом. И таких примеров масса.
Несколько депутатов поблагодарили министра за откровенный рассказ и попросили включить их в рабочую группу при проезде по населённым пунктам. К осенней сессии тогда может быть разработан новый алгоритм действий, особенно превентивных мер, которые позволят не ликвидировать последствия катаклизмов, а предотвращать их.