Проданные Ксении Собчак компании Олега Кана исключены из списка системообразующих предприятий Минсельхоза и аналогичного перечня Минэкономразвития. В апреле 50% этих компаний купили Собчак и Елена Соглаева, но сделка была заморожена по решению суда из-за предполагаемых связей с опальным бизнесменом, находящемся в розыске.
«Монерон» и «Курильский универсальный комплекс» были исключены из «приоритетных» списков 21 мая, пишут «Ведомости». Но ни правительство, ни профильные министерства, ни Росрыболовство не назвали причины их исключения.
ГК «Монерон» – крупный российский добытчик крабов. Основатель этого бизнеса – Олег Кан, однако он давно не имеет юридического отношения к компании. В составе группы две крупные компании - «Монерон» и «Курильский универсальный комплекс» (КУК). У них в распоряжении квоты на добычу более 9000 тонн крабов, или около 10% всей добычи этого ресурса в России. Выручка группы за 2019 год составила 23 млрд рублей, чистая прибыль — свыше 10 млрд, а рентабельность по чистой прибыли — до 60%. У них есть собственный флот из 15 судов, налаженные каналы сбыта внутри России и долгосрочные договоры на поставки в Южную Корею, Китай и Японию, а также единственный в России завод по переработке крабов.
ГК «Монерон» исключена в связи с решением правительственной комиссии по повышению устойчивости развития экономики, она голосовала заочно в середине мая.
По данным ИАС Seldon.Basis, Кан действительно не имеет отношения к двум указанным компаниям уже довольно давно. Учредителем ООО «КУК» был его сын, Александр. Однако он вышел из состава и передал свою долю Виктории Ледуковой в ноябре 2019 года. Сама Ледукова больше ни в каких компаниях, связанных с рыбодобывающей отраслью, не числится. Все компании, которыми владел Александр Кан, ликвидированы. ООО «КУК» является учредителем того самого фонда «Родные острова», президентом которого является Кан-младший.
ООО «Монерон» принадлежит партнёру Олега Кана, Дмитрию Пашову. Сам Олег Кан и его сын никогда не входили в состав учредителей компании. Тем не менее Следственный комитет считает Кана бенефициаром этого бизнеса. С конца 2018 года он находится за границей.
В феврале 2020 года Кан был заочно арестован Хабаровским краевым судом. Компании подозреваются в занижении стоимости крабов при экспорте в 2014–2015 годах. Товар декларировался для поставок подконтрольной Кану панамской компании по одной таможенной стоимости, а фактически поставлялся японской компании по значительно большей цене. Общий размер ущерба России оценён в 210,3 млн рублей. Кроме того, следствие считает Кана организатором контрабандных поставок краба в Японию и Китай, а также убийства рыбопромышленника Валерия Пхиденко в 2010 году во Владивостоке.
Сделке по продаже половины акций ГК помешал Южно-Сахалинский городской суд: 30 марта он запретил налоговой инспекции регистрировать какие-либо сделки по отчуждению долей в компаниях. Помимо этого, арестованы рыболовные суда, автомобили и недвижимость.
13 мая арест долей КУКа и «Монерона», а также части их имущества был продлён ещё на три месяца по ходатайству следователя. Он мотивировал это необходимостью провести следственные и процессуальные действия. Компании получили копию решения суда и не согласны с ним, будут оспаривать. Также 3 июня ожидается рассмотрение апелляционной жалобы на решение суда от 30 марта.
Список из более чем 1000 системообразующих компаний был составлен в конце апреля. Пострадавшие от последствий коронавируса компании из этого списка смогут получить господдержку, сообщало правительство. Ранее первый вице-премьер Андрей Белоусов заявлял, что отраслевые списки системообразующих предприятий «будут носить динамичный характер», количество предприятий в них может меняться.
Условия для попадания в список – соответствие компании определённым критериям. Для рыбодобытчиков это выручка либо в 20 млрд рублей, либо в 10 млрд рублей при численности в 1500 работников.
14 мая компания «Монерон» обратилась с письмом к министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву. В письме она обосновывала выручку в 23,5 млрд рублей со ссылкой на налоговые декларации. Выяснить, почему компанию исключили из списка, не удалось, говорит Дмитрий Пашов, руководитель «Монерона». Известно лишь, что это сделано на основании решения правительственной комиссии.
Среди подведомственных Минсельхозу направлений в части системообразующих предприятий больше всего менялся список именно производителей рыбы. Сначала там было только три компании. После обращений профильных отраслевых объединений и сенаторов от нескольких регионов в Минсельхоз список был изменён. Из первоначального перечня там осталась только «Русская рыбопромышленная компания» Глеба Франка.
КУК и «Монерон» в числе 18 компаний Сахалинской области предлагала включить в этот список член Совета Федерации от Республики Тыва Людмила Нарусова, мать Ксении Собчак. Она ссылалась на обратившуюся к ней Ассоциацию рыбопромышленных предприятий Сахалинской области.