Новости Владивосток

Дагестанский Бакман, живые классики и плохое кино: что почитать в новогодние выходные

Провести остаток праздничных дней можно по-разному – в том числе с хорошей книжкой в руках. Редакция Новостей VL.ru собрала несколько известных и не очень известных литературных новинок ушедшего года и просто хорошие книги, которые помогут скоротать зимние вечера.

Ислам Ханипаев, «Большая суета» (16+)

М.: Альпина. Проза, 2022

Ислам Ханипаев – молодой дагестанский сценарист, режиссёр и подающий большие надежды писатель, который прорвался в финалы сразу нескольких российских литературных премий с дебютной повестью «Типа Я». Книжка и правда хорошая, но начнём с конца – новогодней сказки для взрослых «Большая суета», которая вышла в свет буквально к празднику.

Книга получилась в чём-то похожей на произведения Фредерика Бакмана (который написал «Вторую жизнь Уве», «Тревожных людей» и другие книги) – это по-доброму грустные простые истории о маленьких людях с поправкой на российскую действительность.

«Большая суета» – имя самого большого и самого старого бука в Европе, который растёт в центре Махачкалы. Как обычно бывает, если где-то есть дерево, найдётся и тот, кто захочет это дерево срубить, чтобы построить на его месте бизнес-центр. Но найдутся и те, кто встанет на его защиту (и каждый по своим причинам), а точнее, влезут. «Большая суета» – трагикомичная история о надежде, неравнодушии и о добре «с кулаками».

Джонатан Франзен, «Поправки» (16+)

М.: Corpus, 2022

Джонатан Франзен – современный американский классик. Одним из главных литературных событий ушедшего года стал выход его нового романа «Перекрёстки» на русском языке. А заодно в издательстве Corpus были переизданы и более ранние работы Франзена, в том числе самый знаменитый, принёсший писателю славу роман «Поправки».

Франзен – удивительный романист, дотошно препарирующий человеческие отношения. Отцы и дети, мужья и жены, друзья и враги, пороки и достоинства, каждый персонаж, каждый диалог – сверкающие грани его романов.

«Поправки» в какой-то степени могут сойти за новогоднюю книгу. В центре сюжета – универсальная история о семье (члены её одинаково сильно любят и ненавидят друг друга), которая, несмотря ни на что, должна собраться за рождественским столом. Фоном служит Америка конца 90-х с её внешним благополучием и тревожным предчувствием перемен.

«Поправки» – это монументальная сага о семье, сложных и травмирующих отношениях. Персонажи Франзена могут вызывать отторжение, им сложно сопереживать, но здесь раскрывается одно из главных достоинств писателя – он сам не симпатизирует ни одному своему персонажу, а лишь обнажает его перед читателем и даёт свободу самостоятельно решать, как к нему относиться.

Евгений Водолазкин, «Чагин» (16+)

М.: Редакция Елены Шубиной, 2022

Ещё одна громкая литературная новинка – новый роман Евгения Водолазкина «Чагин». Как и раньше, главной темой у Водолазкина становятся память и время. Однако в отличие от прежних своих работ на этот раз он смещает фокус с плотного исторического контекста и концентрируется на истории одного человека, а сама память предстаёт перед читателем в человеческом облике.

Исидор Чагин – невзрачный сотрудник городской библиотеки, обладающий уникальным даром мнемониста, абсолютной памятью. Историю Чагина мы узнаем из его дневника и рассказов людей, его знавших. Получается, что главный герой сконструирован воспоминаниями.

Тему памяти здесь не стоит прочитывать буквально, через дихотомию память-забвение (хотя и эта линия здесь присутствует). Память в «Чагине» – это ещё и о мифотворчестве, образах, создаваемых воспоминаниями.

Абдулразак Гурна, «Рай» (16+)

М.: «Строки», 2022

Ушедший год порадовал возможностью наконец-то прочитать на русском языке нобелевского лауреата по литературе Абдулразака Гурну. Английский писатель танзанийского происхождения получил престижную премию в 2021 году, и только в 2022-м впервые были переведены и изданы в России его романы «Рай» и «Посмертие» (причём последний как раз под Новый год).

«Рай» был написан ещё в 1994 году, и его называют самым известным романом Гурны (по крайней мере там, где его могли читать). Действие романа разворачивается в колониальной Африке в канун Первой мировой. Главный герой мальчишка Юсуф отдан отцом в рабство в уплату долга. Какое-то время он работает в лавке своего господина, а затем отправляется в долгий путь – к взрослению. «Рай» – это утрата дома и бесконечные размышления о свободе, это крах прежнего мира, рабство и войны, взросление и любовь, красота и жестокость, библейские мотивы и африканская мифология.

Кирилл Рябов, «777» (18+)

М.: Городец, 2021

Криминальная трагикомедия с красноречивым названием – уже не новинка, однако совсем недавно стало известно, что по книге снимут фильм, да ещё и Александр Хант, да ещё и в Приморье. В общем, есть повод почитать, чтобы потом говорить «а книга лучше» (или наоборот).

Кирилл Рябов – пока ещё молодой петербургский писатель, неоднократный финалист премии «Национальный бестселлер». На его счету несколько романов и сборников короткой прозы. Если вкратце, то это грязный реализм, русская хтонь и фильмы Балабанова.

Действие «777» разворачивается в небольшом и не очень благополучном городке Приморского края, главный герой (никчемный, неуспешный, несостоятельный) случайно богатеет – банкомат по ошибке выдаёт ему пару миллионов рублей. Казалось бы, наш герой получил шанс начать жизнь сначала, но вспомните прилагательные, его описывающие. Казино, вечеринки, бандиты, разборки… В общем, Гай Ричи с инъекцией русской хтони, как и написано на обложке.

Джон Хиггс, «Всё страньше и страньше. Как теория относительности, рок-н-ролл и научная фантастика определили ХХ век» (18+)

М.: Individuum, 2022

Завершим подборку парой не художественных книг для общего развития. «Всё страньше и страньше» историка и журналиста Джона Хиггса – это своеобразный взгляд на историю ХХ века. Странной эпохи, когда войны и раздоры, научные прорывы и рок-н-ролл следовали друг за другом.

Автор предлагает посмотреть на прошлое столетие с точки зрения истории идей и постепенного проникновения понятия относительности во все сферы жизни. В его книге всё связано – наука, искусство, научная фантастика и поп-культура. Хорошая книга, чтобы восполнить пробелы в знаниях и блеснуть умом при случае.

Александр Павлов, «Плохое кино» (12+)

М.: Горизонталь, 2022

Пожалуй, самый подходящий для затяжных выходных нон-фикшн. Как часто на праздниках мы пересматриваем старые и порой дурацкие фильмы? Плохое кино (bad movies) как направление – целая тема для исследований. Философ и киновед Александр Павлов по-своему объясняет этот феномен и различает множество разных типов плохого кино.

Его книга – не топ-100 лучшего или даже худшего кино. На примере ста фильмов автор разбирает конкретные кейсы, чтобы описать каждый тип плохого кино – «худшие фильмы всех времён», «такие плохие, что даже хорошие фильмы», «хорошее плохое кино», «фильмы, созданные для смешного комментирования» и т. д.

Утверждая, что фильмы получают статус «плохих» благодаря различным медиа, Александр Павлов считает, что за последнее десятилетие мы получили так много плохих фильмов, что наконец можем выйти за пределы сложившегося канона плохих фильмов (badfilm) и полюбить плохое кино (bad movies) во всём его разнообразии.


Обсудить в Telegram
Ислам Ханипаев, Большая суета — newsvl.ru Джонатан Франзен, Поправки — newsvl.ru Евгений Водолазкин, Чагин — newsvl.ru Абдулразак Гурна, Рай — newsvl.ru Кирилл Рябов, 777 — newsvl.ru Джон Хиггс, Всё страньше и страньше — newsvl.ru Александр Павлов, Плохое кино — newsvl.ru
Ислам Ханипаев, Большая суета — newsvl.ru Джонатан Франзен, Поправки — newsvl.ru Евгений Водолазкин, Чагин — newsvl.ru Абдулразак Гурна, Рай — newsvl.ru Кирилл Рябов, 777 — newsvl.ru Джон Хиггс, Всё страньше и страньше — newsvl.ru Александр Павлов, Плохое кино — newsvl.ru
Пришлите свою новость
Полная версия сайта