Новости Владивосток

Челюскинская эпопея: во Владивостоке вспомнили, как спасали из ледового плена экипаж затонувшего парохода и как город встречал героев

Встреча, посвящённая 90-летию спасения экипажа парохода «Челюскин» из льдов Арктики, прошла 15 октября во Владивостоке. Напомним, спасали челюскинцев весной 1934 года, во Владивосток они прибыли в июне того же года. Тем не менее организаторы решили, что вспомнить те героические и тревожные дни не поздно и сейчас. В зале собрались любители и знатоки истории города.

Ведущие подготовили обширный рассказ о тех событиях – на встрече прозвучало немало воспоминаний, цитат из книг и газет, записей голосов лётчиков и участников экспедиции, гости увидели кадры кинохроники. Живым дополнением к рассказу стали выступления правнучки легендарного лётчика Михаила Водопьянова Светланы Болдыревой, капитана ледокольного флота Геннадия Антохина, писателя Василия Авченко. Среди организаторов мероприятия – экскурсовод Татьяна Фоменко и директор исторической столовой «Не рыдай» Наталья Докалина.

Встреча в стенах столовой прошла неслучайно – в этом же здании расположена гостиница «Версаль», где в июне 1934 года несколько дней жил как спасённый экипаж парохода «Челюскин», так и их спасители – лётчики. Отсюда все они отправились в свой триумфальный путь на поезде до Москвы. 160 остановок в городах – и везде тысячи людей, цветы, митинги, встречи, восхищение и обожание.

По оценкам историков, гибель парохода «Челюскин» в феврале 1934 года, двухмесячное выживание 104 человек – мужчин, женщин и даже двоих детей в арктической ледяной пустыне, их чудесное спасение – без сомнения, ярчайшее событие в истории довоенного Советского Союза.

Несмотря на то, что в зале вряд ли были люди, не знакомые с этой историей, организаторы рассказали немало деталей, связанных с эпопеей. Экспедиция на пароходе «Челюскин» стартовала по маршруту Мурманск – Владивосток в августе 1933 года – с целью отработки схемы доставки грузов по Северному морскому пути за одну летнюю навигацию. Но пароход, раздавленный льдами, затонул 13 февраля 1934 года. Все, кто был на борту, успели высадиться на лёд, где провели в полярном лагере два тяжёлых месяца в ожидании спасения.

Героическими спасателями стали полярные летчики, которые в марте-апреле 1934 года доставили всех на материк.

Ведущие процитировали, что писала газета «Правда» того времени и в стиле того времени – о том, как челюскинцы, которые шли с Чукотки во Владивосток на пароходе «Смоленск», подходили к городу.

«Все поднялись на палубу. «…» Из Владивостока вылетел гидросамолёт и быстро приближался к нам. Он снизился до уровня мачт и, почти бесшумно паря, выбросил какие-то маленькие предметы. Это были цветы! Трогательные букетики сирени и ландышей – подарки людям Арктики, смелейшим пилотам».

А затем их встречал практически весь Владивосток – тысячи людей.

Немало деталей к истории добавил писатель и журналист Василий Авченко. «В советское время, когда мы читали и слушали об эпопее «Челюскина», акцент делался на героизме, бесстрашии и подвиге, и это, по сути, так и было, но другие страницы оставались в тени. В перестроечные годы, когда начали ругать всё советское, к истории с «Челюскиным» тоже пытались добавить лжи. Сейчас ничто нам не мешает взглянуть на события с максимальной объективностью», – отметил Василий Авченко.

Из последних исследований он назвал книгу Николая Велигжанина «В тени первых героев. Белые пятна челюскинской эпопеи», которая вышла в прошлом году. «В книге есть немало деталей, о которых мы раньше особо не слышали и не читали, – рассказал Авченко. – Например, капитан Воронин не горел желанием брать командование пароходом «Челюскин», он считал, что для такого перехода пароход не готов, у него недостаточно прочен корпус, в общем, отбивался как мог. Но [начальник экспедиции] Отто Шмидт, который уже работал с ним раньше, не видел другой кандидатуры. В итоге Воронина просто поставили перед фактом. Сначала он согласился довести пароход только до Мурманска, а потом оказалось, что другого капитана нет и не будет».

Из Мурманска «Челюскин» вышел только 10 августа, что по меркам арктической экспедиции непозволительно поздно, поэтому сейчас можно говорить о некоторых ошибках в организации экспедиции.

Интересным был состав экипажа и пассажиров «Челюскина». Например, здесь находился отец известного музыканта, виолончелиста группы «Аквариум» Севы Гаккеля – океанограф Яков Гаккель. И художник Фёдор Решетников, который потом прославился картиной «Опять двойка». А в Карском море на пароходе в семье геодезиста Васильева, который отправился в экспедицию с женой, появилась девочка, её назвали Кариной – в честь места, где она родилась. В прошлом году Карина Васильева отметила 90-летний юбилей. И гости мероприятия смогли увидеть приветствие этой бодрой моложавой женщины – она специально записала его для Владивостока.

Интересную деталь привёл Василий Авченко из книги швейцарского исследователя Эрика Хесли «Сибирская эпопея», где тот с восхищением пишет, что в полярном лагере Шмидта мужчин настоятельно просили бриться каждый день. Эта деталь говорит о том, насколько сильно было стремление поддерживать определённый уровень культуры. Челюскинцы даже издавали на льдине свою газету «Не сдадимся!».

А в это время радио в стране ежедневно сообщало, что происходит в полярном лагере, – это, можно сказать, было первое в мире реалити-шоу, за которым, к слову, следил весь мир. Но вот о романе Шмидта и уборщицы Александры Горской как-то не говорили, а между тем в сентябре 1934 года у них родился сын Александр. Отто Юльевич его признал, заботился, Александр Оттович вырос, стал геологом, жил и работал в Ленинграде.

Безусловно, операция по спасению людей, оставшихся в полярных льдах, по праву считается легендарной, отметил Василий Авченко. Сначала думали о спасении на дирижаблях, на собаках, в итоге остановились на полярной авиации. Но проблема в том, что в то время в тех краях не было ни аэродромов, ни складов топлива, ни навигации, ни радиомаяков. Помощь предложили американцы, у которых на Аляске был достаточно развитый авиапарк, десятки самолётов и лётчиков. Но в Москве от помощи отказались, потому что нужно было, чтобы этот подвиг спасения совершили наши советские лётчики.

И они его совершили. Правда, сначала лётчики раз за разом вылетают, чтобы добраться до лагеря Шмидта, и каждый раз безуспешно – в туман, непогоду, на ненадёжной технике. И вот 5 марта лётчик Анатолий Ляпидевский добрался наконец до ледового лагеря и вывез 10 женщин и двоих детей. Второй успешный рейс получилось сделать только 7 апреля. Затем до 13 апреля вывезли всех.

Лётчики, которые провели эту невероятную спасательную операцию, стали первыми Героями Советского Союза – Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов, Иван Доронин. Это звание было учреждено в их честь, после чего стало высшей наградой страны.

О том, какой невероятно сложной и опасной была работа лётчиков, рассказала правнучка Михаила Водопьянова Светлана Болдырева, приехавшая во Владивосток из Москвы. Конечно, в семье бережно хранят всю историю тех событий. Она также рассказала, что много лет подряд ежегодно 13 февраля, в день гибели «Челюскина», проходит встреча участников экспедиции, а теперь уже их потомков. Создан комитет памяти челюскинцев, в который входят родственники, а также общественники и те, кто занимается арктической темой, интересуется историей, создает кинопроекты, выставочные проекты, музеи.

Прозвучала и запись воспоминаний лётчика Анатолия Ляпидевского. Забавно, что его прозвали «женским лётчиком» – потому что после того, как 5 марта он вывез всех женщин, его самолёт получил повреждение и не смог летать. «Но это не повлияло на успех операции, потому что вскоре прибыли другие лётчики», – рассказал Ляпидевский. Экспедиция закончилась 13 апреля очень удачно, на борт взяли последние шесть человек из экспедиции, а также восемь чукотских лаек, которых привезли туда одним из рейсов – чтоб возили грузы.

Некоторые участники мероприятия отметили, что во Владивостоке челюскинская эпопея практически никак не увековечена – нет ни названий улиц, ни памятника. И даже гостинице «Версаль» после того, как она несколько десятилетий носила название «Челюскин», вернули историческое название. Но, как сообщили организаторы встречи, работа по созданию памятного знака во Владивостоке идёт.

Марина Ивлева


Обсудить в Telegram
На встрече в исторической столовой «Не рыдай!» представили фотодокументы и другие свидетельства челюскинской эпопеи — newsvl.ru На встрече в исторической столовой «Не рыдай!» представили фотодокументы и другие свидетельства челюскинской эпопеи — newsvl.ru На встрече в исторической столовой «Не рыдай!» представили фотодокументы и другие свидетельства челюскинской эпопеи — newsvl.ru На встрече в исторической столовой «Не рыдай!» представили фотодокументы и другие свидетельства челюскинской эпопеи — newsvl.ru Фотодокументы из фондов музея имени Арсеньева — newsvl.ru Схема, как проходила спасательная операция — newsvl.ru На встрече, посвященной 90-летию челюскинской эпопеи, прозвучало немало документальных свидетельств — newsvl.ru На встрече в исторической столовой «Не рыдай!» представили фотодокументы и другие свидетельства челюскинской эпопеи — newsvl.ru Гости мероприятия увидели и кадры кинохроники — newsvl.ru В зале собрались любители и знатоки истории Владивостока — newsvl.ru Правнучка полярного лётчика Михаила Водопьянова Светлана Болдырева и опытнейший капитан ледокольного флота Геннадий Антохин (в центре) — newsvl.ru В зале собрались любители и знатоки истории Владивостока — newsvl.ru В зале собрались любители и знатоки истории Владивостока — newsvl.ru Встреча прошла в исторической столовой «Не рыдай!» на улице Светланской — newsvl.ru В зале собрались любители и знатоки истории Владивостока — newsvl.ru О своём опыте работы в Арктике рассказал капитан ледокольного флота Геннадий Антохин — newsvl.ru О своём опыте работы в Арктике рассказал капитан ледокольного флота Геннадий Антохин — newsvl.ru  — newsvl.ru В зале собрались любители и знатоки истории Владивостока — newsvl.ru В зале собрались любители и знатоки истории Владивостока — newsvl.ru
На встрече в исторической столовой «Не рыдай!» представили фотодокументы и другие свидетельства челюскинской эпопеи — newsvl.ru На встрече в исторической столовой «Не рыдай!» представили фотодокументы и другие свидетельства челюскинской эпопеи — newsvl.ru На встрече в исторической столовой «Не рыдай!» представили фотодокументы и другие свидетельства челюскинской эпопеи — newsvl.ru На встрече в исторической столовой «Не рыдай!» представили фотодокументы и другие свидетельства челюскинской эпопеи — newsvl.ru Фотодокументы из фондов музея имени Арсеньева — newsvl.ru Схема, как проходила спасательная операция — newsvl.ru На встрече, посвященной 90-летию челюскинской эпопеи, прозвучало немало документальных свидетельств — newsvl.ru На встрече в исторической столовой «Не рыдай!» представили фотодокументы и другие свидетельства челюскинской эпопеи — newsvl.ru Гости мероприятия увидели и кадры кинохроники — newsvl.ru В зале собрались любители и знатоки истории Владивостока — newsvl.ru Правнучка полярного лётчика Михаила Водопьянова Светлана Болдырева и опытнейший капитан ледокольного флота Геннадий Антохин (в центре) — newsvl.ru В зале собрались любители и знатоки истории Владивостока — newsvl.ru В зале собрались любители и знатоки истории Владивостока — newsvl.ru Встреча прошла в исторической столовой «Не рыдай!» на улице Светланской — newsvl.ru В зале собрались любители и знатоки истории Владивостока — newsvl.ru О своём опыте работы в Арктике рассказал капитан ледокольного флота Геннадий Антохин — newsvl.ru О своём опыте работы в Арктике рассказал капитан ледокольного флота Геннадий Антохин — newsvl.ru  — newsvl.ru В зале собрались любители и знатоки истории Владивостока — newsvl.ru В зале собрались любители и знатоки истории Владивостока — newsvl.ru
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта