Обновлённый вид набережной Спортивной гавани пришёлся не по душе многим горожанам. Они хотели бы вернуть массивные гранитные ограждения и фонари «под старину». Однако так здесь было не всегда, а лишь последние 15 лет. До этого здесь в разные годы были покос, купальни, рыбный рынок, сквер и променад, переходивший в пляж.
Излюбленное место отдыха горожан начало свою историю в XIX веке, только тогда она называлась не Спортивной, а Каботажной, потому что отсюда уходили суда и лодки в устье Суйфуна (реки Раздольной). Кстати, позже, уже в советское время, с набережной также осуществлялось регулярное морское сообщение между Владивостоком и полуостровом Песчаным, которое действовало почти до конца 90-х годов.
В 1862 году пологий участок земли был выделен Якову Семёнову, первому гражданскому жителю и старосте Владивостока. Его использовали для заготовки сена, поэтому место стали называть Семёновским покосом. А саму гавань, которая врезалась в пологий берег, называли Семёновским ковшом.
До революции вдоль узкой береговой полосы были расположены купальни. Большой популярностью у горожан того времени пользовалась купальня владельца Камнацкого.
В начале XX века в бухте образовался стихийный рынок – на месте нынешнего стадиона «Динамо». И это был тот самый рынок, который уже с десяток лет надрывно пытаются возродить, – рыбный. Рыбаки торговали здесь свежим уловом, морской капустой. Продавали здесь и овощи, которые доставляли на «большой привоз» из соседних деревень. А вот фруктов практически не было, их везли из-за рубежа, как и сейчас.
«Иногда свежие овощи привозятся из-за границы, из Японии например, весной на первых весенних пароходах, когда здесь своих овощей, конечно, не бывает. Так привозятся огурцы, цветная капуста и т. п. Ввиду полного почти отсутствия фруктов местного произрастания, они привозятся из-за границы, главным образом Японии, отсюда получают апельсины, лимоны, померанцы, персики, абрикосы, виноград и прочие фрукты. Также привозятся некоторые фрукты из Кореи и Китая. Из первой почти ежегодно осенью привозятся груши довольно хорошего качества», – говорится в очерке из книги Николая Матвеева «Краткий исторический очерк г. Владивостока. 1910».
В 1934 году вместо рынка в этом районе был построен рыбокомбинат, впоследствии перенесённый в другую точку города. В послевоенное время всё изменилось. На месте бывшего рынка было решено построить настоящую набережную – с прогулочной зоной, спортивными объектами и роскошным благоустройством.
В 1945 году базар был ликвидирован, и на месте старых построек началось строительство крупнейшего в городе стадиона «Динамо». Побережье от мыса Бурного до мыса Боброва было оборудовано водными станциями. Гавань назвали Спортивной, а берег – набережной Спортивной гавани.
Это название сохранилось и по сей день, как и многие объекты, построенные с 50-х годов. Например, в 1956 году спортивному обществу «Труд» была выделена территория на северной косе Спортивной гавани, на которой стараниями гребцов и яхтсменов была построена гребно-парусная база «Труд» с эллингом для хранения лодок, подсобными помещениями и слипами для спуска лодок и швертботов, а также обустроена территория для стоянки яхт. Сейчас это яхт-клуб «Тихий океан».
В 1957 году по проекту архитектора Рябова был построен стадион «Динамо». Вдоль берега растянулись купальни и открытые солярии – воды Амурского залива считались целебными благодаря повышенному содержанию соли.
Тогда же, в 50-х, на месте нынешнего пустого пространства между набережной и кинотеатром «Океан» разбили небольшой, но очень уютный скверик, построили маленький кинотеатр «Хроника». Сквер украшали топиарные фигуры, гипсовые статуи, деревянные лавки и богатое озеленение. С возвышенности открывался прекрасный вид на море и яхт-клуб. Правда, статуи задержались ненадолго, через несколько лет их не стало.
Сам пляж, без променада, но с довольно широкой полоской утрамбованной земли, оставался, по сути, диким. Здесь причудливо смешивались с гребными и парусными лодками отдыхающие, стояли небольшие навесы с раздевалками. На рубеже 50-60-х годов променад заасфальтировали.
В 80-х годах на набережной появился большой музыкальный фонтан, затем статуи с морскими обитателями из смальты авторства Алексея Онуфриенко. Вся прибрежная полоса Амурского залива, прилегающая к Спортивной гавани, называлась «берегом здоровья». Здесь был построен оздоровительный комплекс «Юбилейный», вступил в строй водноспортивный комплекс с 50-метровым бассейном и 10 игровыми залами (СК«Олимпиец» достроен в 1988 году, тогда же построили СК «Динамо»). В таком виде набережная просуществовала до 2006 года, хотя её не раз хотели реконструировать.
На старых фото видно, что в 90-х годах здесь была просто асфальтированная дорога, которую от моря отделяла полоса зелёных насаждений. Что любопытно, никаких заборов – гранитных, мраморных, стеклянных – ни в дореволюционное, ни в советское время, ни позже, вплоть до первой крупной реконструкции, здесь не было вообще. Только зелень.
В 2006 году компания «Динас» начала реконструкцию набережной Спортивной гавани. Она, конечно, получилась не совсем такая, какой представляли её в проекте, но в целом всё совпало. Кстати, на тот момент глава Владивостока Владимир Николаев заявлял, что перед началом ремонтных работ «дезактивировали» знаменитую канализационную трубу, которая сбрасывала стоки сразу за молом яхт-клуба.
Основными деталями новой набережной строители называли отделение прогулочной части улицы от пляжной. Для этого возвели подпорную стену, убрали земляной склон от прогулочной аллеи до границы песка, обустроили балюстраду и установили фонари. За счёт этого прогулочная территория увеличилась почти вдвое. Появились лестницы, спускающиеся к воде. Основным материалом реконструкции стал гранит, но, к счастью, в проекте были учтены замечания горожан относительно реконструкции Тополиной аллеи, так что брусчатку для отделки тротуаров не использовали.
Пляжную часть обещали и оставили в неприкосновенности – даже отсыпали песком. Собирались оборудовать лежаками, кабинками и водяными горками, но этого не случилось. Правда, «дети девяностых» могут припомнить страшноватого вида батуты и даже тарзанку в дальнем углу пляжа.
Обновлённую набережную открыли для горожан в июле 2006 года ко Дню города. С тех пор там изменилось не многое, например, через несколько лет снесли торговые ларьки на променаде, потом настал черёд рыбного магазина. В 2012 году проект реконструкции продлили до спорткомплекса «Олимпиец».
В 2017 году КБ «Стрелка» объявила о грядущем проекте реконструкции к чемпионату мира по футболу – 2018, который проводился в России. Здесь собирались обновлять буквально всё, в том числе устанавливать на воде огромные экраны для трансляции матчей. Ничего этого, разумеется, не случилось.
На набережной регулярно меняли гранитную плитку, которая после каждой зимы отваливалась. В 2019 году вандалы обрушили часть гранитной балюстрады, которую позже восстановили. Но косметический ремонт ветшающую «набку» уже не спасал – отсыпанный берег поглотило море, вода подошла вплотную к лестницам.
Неизвестно, когда бы свершилась реконструкция, если бы в конце декабря 2021 года на набережной не произошёл крупный порыв. Набережную пришлось закрыть на перекладку трубопровода, после которой уже хочешь не хочешь, а надо благоустраивать главную городскую зону отдыха заново.
Концепцию благоустройства с орфографическими ошибками в рендерах представили в мае 2022 года. Уже через месяц на неё были выделены 150 млн рублей.
Первую очередь сдали в декабре 2022 года – это расширенный с 6 до 11 метров променад, новые фонари, пара спусков к воде и лавочки вдоль берега и аллеи, велопарковка. Восстановили «Тигриную тропу» – ряд металлических пластин в пешеходной зоне, на которых изображены отпечатки лап тигра и названия стран, где обитает этот хищник, и обозначена его численность. Бронзовую скульптуру пары тигрят тоже вернут.
Новая набережная, которая на самом деле «новее» предыдущей всего на 16 лет, горожанам по душе не пришлась. Людям не понравились новые ограждения, отсутствие уюта и странной формы фонари. Но многие справедливо предлагают сперва дождаться окончания всех работ, в том числе озеленения, а уже потом делать выводы.