ВТЭЦ-1 (Западная, 29), первая электростанция общего пользования, работает во Владивостоке с февраля 1912 года, а сто лет спустя, в 2012 году, ее перевели на газ. Как сегодня живет небольшой, но очень важный энергообъект, узнали корреспонденты VL.ru.
В 1912 году, когда Владивостокская городская электростанция (ВГЭС № 1) дала свой первый ток, она еще не обслуживала немалую часть зданий и заведений. Два маломощных бельгийских котла выдавали пар на поршневую машину с приводом на генератор в 400 кВт. Этого хватало на работу трамвая, электрификацию больницы и нескольких домов в ведении городской управы.
Начинали с угля
К 1932 году здесь построили новый корпус, а в нем установили три чехословакских котла «Бобкок-Вилькокс» и два британских турбогенератора «Беллис-Морком».
До 1936 года ВГЭС была единственной государственной электростанцией в Приморье. В Великую Отечественную она питала электричеством и теплом Дальзавод, торговый порт, тогда еще существующий завод «Металлист» - предприятия, на которых день и ночь кипела работа по обеспечению фронта. Тогда за аккумуляторным баком было бомбоубежище, оно сохранилось до сих пор и соединено с Владивостокской крепостью.
В послевоенные годы ВГЭС-1 перевели в теплоэлектроцентраль, задачей которой стало обеспечение централизованного теплоснабжения Владивостока. Началом ее истории можно считать 1958 год, когда были построены первые теплотрассы от ВГЭС-1, которые проходили по улицам Комарова (тогда — улица Геологов), Алеутской (25 Октября), Семеновской (Колхозной) - их протяженность составляла всего 10 км. Тогда же ВГЭС-1 переименовали в ТЭЦ-1.
Вместе с расширением сетевого хозяйства Владивостока реконструировалась и станция. В 1966-1967 годах построили новые здания, смонтировали три новых котла, работающих на угле, бойлеры, деаэраторы, насосы. Золоотвал, когда станция работала на угле, был аж до Кунгасного. Убрали его только в середине 1980-х, после того, как пять котлов ВТЭЦ-1 перевели на сжигание мазута.
От черного топлива к голубому
Старший мастер по ремонту котельного оборудования Сергей Харёв хорошо помнит те времена, когда станция работала на мазуте. В 2012 году ВТЭЦ, как и другие объекты филиала «Приморская генерация» АО «ДГК», перешла на газ.
Сергей Харёв показывает нам газорегуляторный пункт. Сюда, минуя задвижку, газ под давлением 6 кг/см поступает, проделав долгий путь по газопроводу «Сахалин — Хабаровск — Владивосток». Работает ГРП в автономном режиме. Разве что вахта с дежурным химиком раз в сутки, в начале смены, поводит контрольный осмотр, берет анализы – проверяют загазованность. По телефону, что висит в отделении КИП — контрольно-измерительных приборов — старший машинист раз в сутки передает, что все в порядке, нет утечек и все показатели в норме. В случае аварийной ситуации клапаны безопасности закрываются автоматически.
В помещении ГРП, где проходит фильтрация газа, установлены линии учета. Счетчики-расходомеры «Ирвис» измеряют, сколько кубометров газа прошло через преобразователь. «Вот, прямо сейчас, текущий расход газа — 3220 кубометра в час», - показывает нам Сергей Харёв. Уже отфильтрованный газ идет в блок редуцирования, где давление понижается до 1,5 кг/см. А отсюда по тонкой желтой трубе топливо идет в общий газопровод.
Фильтры и регуляторы периодически загрязняются, их приходится чистить. Латунная сетка внутри конструкции забивается пылью, которая с газом приходит по трубам.
Мазут не забыт
Переход на газ не означает для станции полного отказа от мазута. Конечно, большую часть времени труба на Западной не дымит (выбросов от газа нет, а зимой из-за перепада температур виден только белый пар). Но мазут изредка используется как резервное топливо — например, когда ремонтируется газовое оборудование.
Три бака по 3000 кубометров каждый сейчас заполнены мазутом. В четвертом раньше хранилось дизельное топливо для МГТС – мобильных газотурбинных установок, но их в начале года отправили в Крым. Летом Владивостоку не нужно отопление, поэтому станция работает для обеспечения города горячей водой – выработка тепловой энергии снижается, поэтому сейчас в работе только один котел из пяти.
Газ, замечает Сергей Харёв, вдвое дешевле мазута. И в работе приятнее. Для мазута, например, держат целую сливную эстакаду. Раньше на фронт выгрузки по железной дороге подходило по десять бочек, сливщики подсоединяли к ним разогревающее устройство, подогревали паром. И мазут сливался с эстакады. Потом с помощью насосов его перенаправляли в баки. Баки грелись, и черное топливо через подогреватели мазута температурой 110-120 градусов подавалось в цех. А там уже работали котлы. В штате остались два сливщика мазута — они перешли в газовую службу.
Машинист мазутно-насосной станции тоже остался. Он поддерживает все оборудование в рабочем состоянии, зимой мазут обязательно греется — если что случится, станция в любой момент перейдет на резервное топливо.
В комнате дежурного машиниста установлены пожарные щиты, сигнализации, датчики температур мазута, уровня топлива в баках.
«Чтобы запустить мазутное хозяйство, нужно открыть десяток задвижек. В баках, в павильоне, на мазутопроводах. Вручную, конечно. Я один справляюсь, - рассказывает машинист топливоподачи Виталий Порывкин. - Основных мазутных насосов три, они хоть и старые 1984 года постройки, но работают четко: за ними хорошо следят. Каждый качает до 120 кубов в час».
Когда мазутное хозяйство стоит в резерве, а это теперь большая часть года, Виталий Порывкин следит за чистотой, помогает в ремонте то электроцеху, то слесарям.
Паромазутопроводы тоже всегда в полной готовности. Трубы проходят рядом с газовыми. По первой трубе пар заходит, по второй возвращается: пар греет мазут, превращается в конденсат, конденсат — в воду. А воду сбрасывают в очистные сооружения, а потом – в Амурский залив. Сейчас расходуется пара мало, а раньше, когда баки грелись больше, в бухте даже был небольшой незамерзающий пятачок.
Даже угольное хозяйство — и то сохранилось до сих пор. Разгрузочный сарай (сейчас там склад), башня пересыпки, транспортерные ленты, вагоноопрокид, рельсы. Здесь же была производственно-ремонтная база на все котельные края: Артем ГРЭС, Владивостокские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, Партизанская ГРЭС. Сейчас на ее месте склады.
Футбол в котельном цехе
Хоть котельный цех тут и один, у него все равно есть номер - № 1. Второй и третий — на объединенной котельной «Северной».
В цехе установлены три паровых котла 1992-1995 годов, в которых вмонтирован сетевой контур. В конвективную шахту поступают дымовые газы, в кубах греется вода для горожан. Раньше на территории ТЭЦ-1 стояли еще и мобильные газотурбинные установки (МГТС), которые были подключены к городской электросети и в часы пиковых нагрузок выдавали дополнительную необходимую городу электроэнергию.
Пока 24-метровые паровые котлы стоят в ремонте, заработают они зимой. В трех бойлерах холодную воду будут греть паром и потом подавать насосами в теплосеть. Есть на станции котлы, которые в строю с 1966-1967 годов. Они когда-то были привезены из Белгорода, а сейчас находятся на модернизации: полностью меняются трубы, поверхности испарения.
В кабинете машиниста котельного цеха стоит щит управления котлами — вторым, третьим и четвертым.
Сейчас многие вещи, стоящие в старых цехах, сохранились в музее энергетики — здесь же, на ТЭЦ-1. «Сейчас все процессы автоматизированы, каждый котел связан с системным блоком, - говорит машинист котла Константин Антонов. - Так что мы можем наблюдать работу котлов через монитор. Отдельные щиты контролируют автоматику. Желтый цвет на мониторах означает, что в котлах горит газ. Резервное топливо, мазут, обозначается оранжевым».
В одном из зданий ВТЭЦ-1 сейчас спортзал и музей. Раньше здесь гудели котлы 1905 года выпуска. «У меня покойная теща работала на этих котлах до 1983 года, тесть была машинистом на грейдерном кране», - говорит старший мастер по ремонту котельного оборудования Сергей Харёв.
Сейчас на их месте энергетики играют в мини-футбол и настольный теннис. На первом этаже — винтовая лестница, которая раньше стояла на нулевой отметке в котельном цехе, а еще раньше — в Покровском храме, пока его не разрушили. Здесь, в музее хранится кран-балка Pechatzek, вывезенный из Берлина в 1945 году.
«Она механическая, простая, как пять копеек! - говорит Сергей Харёв. - Тянешь — не надо никакого электрического привода. Поднимает тонн 15. С ее помощью осуществляли монтаж оборудования, делали все ремонты».
А на большом щите работать можно было бы и по сей день. Здание это построено из кирпичей завода Старцева. Интересный факт — потомок знаменитой семьи, Алексей Александрович Старцев, сейчас работает на станции.
Сегодня ВТЭЦ-1 снабжает теплом и горячей водой весь Эгершельд, центр города до цирка и озера Юность. На этой маленькой, по сравнению со своим старшим собратом ВТЭЦ-2, станции установлено пять котлов, оборудование химической водоочистки, водоподготовительная установка производительностью 600 т/ч, деаэраторы воды, сетевые насосы, бойлеры и другое оборудование. Установленная тепловая мощность станции – 350 Гкал/час.
18 декабря 2008 года на станции произведен был произведен пуск первых двух на Дальнем Востоке мобильных газотурбинных электростанций Mobile Pac суммарной мощностью 45 МВт, которые сейчас переданы в Крым. А с 6 января 2012 года основным видом топлива для ВТЭЦ-1 является природный газ.
Валерия Федоренко (текст), Антон Балашов (фото)