В Приморском крае в скором будущем должен появиться город-спутник Владивостока. Первым проектом нового города станет «DNS Сити», который уже активно строится и даже продаётся. Также в портфеле заявок на освоение территорий есть ряд местных застройщиков, готовых суммарно возвести более 1 млн квадратных метров жилья – сейчас их собирают в консорциум. На Восточном экономическом форуме привели в пример новый город Доброград с десятилетней успешной историей, пофантазировали насчёт будущего Экополиса на Сахалине и обсудили, каким должен быть город будущего и кто будет в нём жить.
В России сегодня есть тренд на создание новых городов – малых, больших, комфортных для жизни. Они несут в себе двойную задачу – отработку и демонстрацию новых технологий, а также создание таких условий, где люди хотят создавать семьи и вести бизнес.
«Когда мы говорим о создании новых городов, мы немножко пугаем народ, – говорит министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. – Это раритетные проекты, которые можно пересчитать по пальцам двух рук за последние десятилетия. Мы живём в условиях жёсткой кредитно-денежной политики и высокой ставки, мы практически не видели людей, у которых бизнесом было бы создание городов. Но если посмотреть на цифры, то даже проект, которым мы активно занимаемся, а это город-спутник Владивостока, составляет в максимуме 1,8 кв. км. И для любых крупных застройщиков, учитывая, что мы говорим о горизонте где-то в 10-15 лет, строить по 150-200 тысяч метров в год, не звучит как что-то невозможное. На Дальнем Востоке все населённые пункты небольшие. Всего 12 городов здесь, на 40% территорий страны, обладают населением больше 100 тысяч человек. Я уверен, что современные технологии меняют то, как должен выглядеть населённый пункт. Доброград тому пример. С точки зрения потребителя точно веришь в те заявленные плюсы, которые есть. В реалиях нашей экономики миллионы людей работают дистанционно, удалённо, люди свободных профессий. И они не обязательно должны сейчас входить на десятилетия в ипотеки и жить на окраинах мегаполисов, испытывая все минусы транспортной недоступности, перенаселённости, школ с классами на 35 человек. Мы создаём с нуля агломерации, населённые пункты. Пусть будем называть их городами, хоть и небольшими, продуманными не только как отдельный район или квартал. Почему город? Потому что там больший периметр безопасности, социальных услуг, инфраструктуры – они продуманы изначально и включены в проект. Это направление работы, которое будет только развиваться. И это у нас включено в мастер-планы дальневосточных городов. Мы будем не только строить, но и «пересобирать» существующие населённые пункты».
Город Спутник Чекунков называет флагманским проектом, в котором стараются учитывать опыт таких проектов, как Доброград во Владимирской области, Иннополис в Татарстане, Сберсити под Красногорском, так и международный и исторический опыт.
«Спутник был вдохновлён присутствующим здесь бизнесом, – говорит Чекунков. – Вот мы накрыли в 2018 году 10 тысяч гектаров ТОРом «Надеждинская». И там стали расти предприятия как грибы. И мы смотрим, резиденты в КРДВ приходят: один хочет завод, второй хочет построить жилой комплекс, завод, жилой комплекс. И у нас сегодня в ТОР уже заявлено более 1 млн кв. м проектов, которые готовы построить приморские застройщики. Поэтому будем мы заниматься Спутником или нет, но там уже запланировано много жилья. И если так пошло, то лучше заранее положить его на мастер-план, спланировать школы, поликлиники, общественные пространства, благоустройство. Поэтому мы выделили территорию, где перестали давать объекты под промышленное развитие, привлекли через конкурсную процедуру одну из опытнейших организаций, питерский Научный институт перспективного градостроительства, с опытом работы в 90 лет. Подготовили мастер-план, ППТ, провели изыскания грунтов и в тесном контакте с бизнесом, с крупнейшими финансовыми организациями, приступаем к формированию консорциума застройщиков для того, чтобы здесь, в пригороде Владивостока, сам Владивосток развивался. Во Владивостоке очень напряжённые дороги, а такая расшивка Владивосток – Артём – Спутник должна создать новую столицу Дальнего Востока. Хочется, чтобы это пространство было интересно не только жителям ДФО, но и туристам. В хорошем смысле может появиться такой приморский Геленджик с хорошим качеством жизни».
Жанна Кадылева, представитель Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов, перечислила основные принципы создания новых городов. Первое – это технологичность. Новые города – это всегда витрина новых технологий, они должны там отрабатываться. Второе – это экологичность и комфорт для жизни и здоровья. Третий принцип – это семейноцентричность и социальная ответственность.
«Хороший пример Доброграда уже привели – там в проекте были заложены коэффициенты повышенной рождаемости. Большие семьи у нас будут тогда, когда будет создан образ будущего для семьи и молодёжи, когда будет для семей личное пространство и благоприятная обстановка. Для семей должны создаваться особые условия», – считает Жанна Кадылева.
Пятый принцип – инвестиционная привлекательность. Новый город должен обладать диверсифицированной экономикой, привлекать туризм, а вся система взаимодействия муниципальных властей с бизнесом должна вести как минимум к безубыточности его управления. Новые города – сам по себе крупный инвестиционный проект. Конечно, они должны реализовываться с привлечением частных инвестиций и обеспечивать точки роста территории.
Дважды упомянутый Доброград – это проект города во Владимирской области. И, судя по заявлениям некоторых медиа, на самом деле не очень успешный. В нём живёт меньше тысячи человек, цены на недвижимость вполне владивостокские – очень высокие для того региона. В 2034 году здесь хотят видеть 47 тысяч населения, но пока непонятно, как этого достичь. Инвестор Доброграда Владимир Седов, владелец компании «Аскона», который вложил свои средства в строительство города, говорит, что в нём проживают люди из 73 регионов России и 24 стран мира. Это первый пример создания нового города с привлечением частных инвестиций.
«Я вообще не девелопер и никогда им не был, – говорит Владимир Седов. – Мы никакую задачу не решали. Это была чисто какая-то злость человека, который живёт рядом с мегаполисом Москва. Мы каждый день наблюдали, как из небольших городов вымывается молодёжь. То есть муниципалитеты не-мегаполисов сперва вкладывают деньги в рост детей, а потом они уезжают в мегаполисы, которые уже встраивают их в экономику. И я подумал, что надо сделать город, из которого не уезжает молодёжь. Это просто был психоз. И мы 10 лет занимаемся не только самим проектом, но изучением мирового опыта. Новые города строятся везде. Есть несколько характеристик, по которым эти процессы разделяются. Большие города строятся для решения государственных задач. Китай строил огромные города с нуля для расселения сельских территорий. Последний пример – Каир. Вынуждена столица Египта строить новый город, потому что Каир очень старый город. Нет у них, видимо, столько денег, чтобы из «старой Москвы» сделать «новую Москву», проще рядом построить новый Каир, а старый постепенно сносить. Малые города новые возникают по типу локаций. Первые строят рядом с мегаполисами для обеспечения их насущных нужд и задач. Он должен решить какую-то боль большого города. Вторые строятся на удалении от мегаполисов, даже есть некое мировое правило – не ближе чем 2-3 часа езды. Города с нуля строятся в странах с очень большими территориальными ресурсами. Большую страну надо обустраивать везде, она не может жить в шести агломерациях. Больше всего новых городов построено в США, более 600 с 1960 года. И более 270 новых городов с нуля построено в Китае на больших территориях – землю надо осваивать».
Вообще малые города и должны строиться за счёт частных инвесторов. Исключение – Иннополис в Татарстане, наукоград, которому 9 лет. Он построен исключительно на государственные средства, но с целью развития науки и технологий.
По словам Седова, главное – не совершать ошибку в виде моногородов. Они строились под единую экономику, но города живут дольше, чем технологии. И когда бизнес уходит, город остаётся брошенным на произвол судьбы и умирает. Город должен иметь разностороннюю экономику.
«За 10 лет средний коэффициент рождаемости в Доброграде – 3,8 на семьи при минимуме 2. В мегаполисах он меньше 1,5, – рассказывает Седов. – Строить новые города – надо. Этот процесс уже известен, это мировой опыт, у него есть систематизация. Существующие рядом с Доброградом города были вынуждены вступать с нами в конкуренцию за жителей, а не жить так, как всегда жили. Результат – прибывающее население Владимирской области».
В Нижегородской области планируют и строят «город будущего» с самым большим по площади университетским кампусом в мире, в Борской долине Нижегородской области. Его назовут паркоград «Нижний», территория в 5,4 тысячи гектаров. Замгубернатора области говорит, что они в процессе реализации столкнулись с большим количеством заявок на релокацию в Нижний Новгород из Германии, Франции и других стран. Релокантов из Западной Европы уже стало так много, что пришлось создать специальный департамент для помощи им в получении гражданства, адаптации и прочем. Европейцы привыкли к совсем другому качеству городской среды, поэтому приходится соответствовать.
А на Дальнем Востоке проектов новых городов, близких к реализации, пока только два. Один – район Корсакова на Сахалине. Который в перспективе станет новым городом Экополисом. Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко с большим энтузиазмом рассказывал о планах на него и вспоминал, что когда-то стратегию «новых городов» уже проходили при СССР. Например, это были проекты молодёжных кварталов, МЖК. Первый такой люди своими руками построили в городе Саров с участием самого Лимаренко. Он до сих пор там есть. Да и сам Саров – это был новый город, построенный после войны (сейчас это ЗАТО, связанное с производством ядерных боеприпасов. – Прим. ред.).
Предполагается, что жить в Экополисе будут логисты и портовики – Севморпуть проходит рядом. Разработчики БПЛА и авиации – для них построят специальный комплекс. Обслуживающие водородный кластер специалисты – это совместный с «Росатомом» проект. А порт Корсаков со временем станет «городом-музеем».
Глава DNS Дмитрий Алексеев тоже выступил как строитель нового города – «DNS Сити» возле посёлка Новый. Сейчас непонятно, это первый проект города-спутника или уже сам город-спутник, или вообще что-то вне этой идеи. Но «Сити» уже существует и даже продаётся – по «обычным» владивостокским ценам.
«Мы тоже не девелоперы, а предприниматели, которые видят проблемы, но воспринимают их не как проблемы, а как задачи, – говорит Дмитрий Алексеев. – Проблема комфортных городов – это одна из ключевых трудностей ХХI века. Мне кажется, это даже вредная мысль – думать о том, чем будут заниматься люди в новых городах. Это рудименты старых подходов. Как раньше строили: есть месторождение, надо его разработать, построить вокруг заводы и так далее. Сегодня это так уже не работает. Сейчас нужно думать о том, где людям будет комфортно жить. Люди несут с собой экономику, она от них работает, не наоборот. Думать, чем люди будут заниматься во Владивостоке, – не самый актуальный вопрос. У нас другая проблема. Если посмотреть в окно, там суда на рейде стоят, ждут разгрузки. А у нас просто нет столько людей. Вы видели, когда сюда ехали, стройку логистического центра Wildberries. Один такой логистический центр потребляет 3 тысячи человек – и тоже непонятно, где их брать. Мы как раз оказались в градостроительстве, решая ту проблему, что нам нужны люди – а они ищут, где комфортно жить. К сожалению или к счастью, но многие люди хотят жить в больших городах. Я уверен, что все города имеют право на существование, и проект Доброграда имеет место. Но это большая река, которая всё равно выносит людей из деревень в города, из городов в большие города, а оттуда – в мегаполисы. Нам просто надо на пути этой реки строить такие заводи, чтобы к нам приезжало больше людей, чем уезжало. И мы включились в эту работу. Я бы заострил внимание на том, что развитие городов и строительство – это административная проблема. Бизнес, конечно же, должен принимать в этом участие. Но бизнес решает частные проблемы и строит частные блага. А современный город – это большое количество общественного блага, и оно не заканчивается на школах и больницах. Это транспорт, общественные пространства, спорт. И это планирование и реализация довольно плохо делаются частным бизнесом. Я понимаю коллег из Доброграда – иногда хочется отмахнуться и сказать: «Да мы сами всё сделаем!» Но большой город так не построишь. Поэтому нужно кооперироваться с властью. Очень важная история в проекте Спутника, который я несомненно поддерживаю, что Минвосток будет привносить практики, в том числе административные, помогающие расшивать различные «узлы» в нормативных документах. Я уверен, что Владивосток будет большим городом, и мы будем соперничать с Новосибирском и Екатеринбургом».