В условиях санкций российский бизнес пробует новые способы расчётов с иностранными контрагентами, которые при этом были бы легальны для российских органов власти. По словам экспертов, которые сопровождают такие сделки, большой популярностью пользуется бартер. Среди других способов оплаты за рубеж – зачёт встречных требований, использование платёжных агентов и экспедиторов, которые осуществляют и платежи, и перевозку товаров. Надежды также возлагаются на применение в расчётах цифровых финансовых активов, но легальными такие операции стали совсем недавно, и как эта система будет работать, участники рынка пока не знают.
На сессии «Эффективное ведение бизнеса на Дальнем Востоке: правовые риски и алгоритмы решения» управляющий партнёр консалтинговой компании Savina Legal Ольга Савина отметила, что в России огромный запрос на сделки с Китаем, который, несмотря на внешне дружеские жесты, сделки регулируют довольно жёстко.
«Наш российский бизнес активно ищет альтернативные способы осуществления платежей иностранным партнёрам. Сейчас всё популярнее становятся бартерные сделки. Такой вид операций особое развитие получили полгода назад, после изменения законодательного регулирования таких операций на территории России», – говорит Ольга Савина.
По её словам, при таких операциях есть риски – по качеству товара и срокам поставки. Их можно минимизировать, детально прописывая договорённости в контрактах. Также эксперт считает, что подобные сделки должны быть в отношении равноценного товара – они НДС-ные, то есть облагаются налогом. Востребован также так называемый зачёт встречных требований, то есть погашение одного обязательства посредством другого.
«Данный вид операций применяется с 2022 года в транспортно-логистической деятельности. Договор не запрещает зачёт части долга. Однако как раз в Китае зачёт запрещён. Мы надеемся, что Россия и КНР в будущем подпишут соглашения о разрешении зачётных операций хотя бы в определённых сферах», – добавляет Ольга Савина.
Российский бизнес использует и другие способы проведения платежей. В их числе – платёжный агент, функционал которого не только провод платежа, но и экспедиционные транспортные услуги и таможенное оформление. Подобная система удобная, но дорогая – при введении платёжного агента надбавка за товар составляет 21%. Похожий метод – использование экспедиторских компаний не только в доставке грузов, но и при осуществлении платежей.
Наконец, большие надежды у российского бизнеса при расчётах с иностранными партнёрами на использовании цифровых финансовых активов. Но говорить о правоприменении подобных инструментов пока рано.
«1 сентября вступил в силу закон об экспериментальных правовых режимах с цифровой валютой. Расчёты будут легитимны, ЦБ выступает регулятором. Но как будет это всё происходить, пока непонятно. Закон закрепляет основные положения, но бизнес – очень подвижная структура при осуществлении расчётов. Как будет себя вести рынок, пока непонятно. Как говорится, по ходу пьесы эта сфера будет дорабатываться», – объяснила Савина.
В заключение эксперт заметила, что в целом в отношении российских компаний есть небольшая положительная динамика на постепенное снятие ограничений на использование альтернативных инструментов расчётов. Однако необходима проработка налоговых рисков при заключении договоров. Важно понимать особенности законодательства, арбитражные оговорки. Участникам рынка может также помочь выпуск верифицированных источников законодательства той или иной страны. В целом – альтернативные способы оплаты есть, они проработаны, ими можно пользоваться, но только с определёнными юридическими инструментами.