На Восточном экономическом форуме анонсировали начало работы курорта «Белая гора» в Арсеньеве уже этой зимой. Кредит инвестору, несмотря на то, что проект утвердили год назад, дали только в августе. Подъёмники планируют запустить уже в этом году, а построить гостиницы и инфраструктуру – в течение двух-трёх лет. Также на сессии, посвящённой Дальневосточной концессии, анонсировали строительство по ГЧП ещё одной школы в Снеговой Пади и некоего проекта, о котором ничего не сказали.
Ключевая сессия о механизме Дальневосточной концессии и прочих финансовых мерах поддержки для инвесторов почти не включала в себя Приморье. В лидерах по количеству проектов с ГЧП на Дальнем Востоке идут Магадан и Амурская область. Там строят дороги, мосты, объекты водоснабжения и прочее. Однако в финале сессии слово дали «хозяевам площадки» – министру экономического развития Приморского края Андрею Блохину. Он представил проект горнолыжного курорта в Арсеньеве.
«Хочу поблагодарить Минвостокразвития за действительно такой классный механизм, который позволяет в условиях ограниченных региональных бюджетов реализовывать достаточно крупные и интересные проекты. У нас в прошлом году был поддержан со стороны Минвостокразвития один проект: горнолыжный комплекс в Арсеньеве «Белая гора», проект стоимостью 10 млрд рублей. Мы отработали отдельно с Минэкономразвития по его эффективности реализации, это отдельная история. Но в итоге за небольшую сумму регионального бюджета получаем объект стоимостью в 10 млрд! Удалось нам донести эту мысль до Минэкономразвития, нас они тоже поддержали, и, соответственно, поддержали также в ДОМ.РФ. В августе этого года нам одобрили кредит для нашего инвестора, соответственно, проект у нас запланирован к реализации уже зимой. Да, зимой можно будет уже воспользоваться подъёмниками. В течение двух-трёх лет, мы думаем, полностью будет проект реализован», – сказал министр.
В этом году будет подписано ещё одно концессионное соглашение по школе на 1125 мест. Андрей Блохин не уточнил, где она располагается сразу, но, судя по всему, речь идёт о Снеговой Пади, где в июле начали строительство школы на 1100 учеников.
«Нам поддержали ещё один проект, подписываем ещё одно концессионное соглашение, строительство школы на 1125 мест. Мы прекрасно понимаем, что с учётом опережающих темпов развития жилищного строительства в Приморском крае, в частности, во Владивостоке, достаточно большие социальные обязательства возникают у нас по строительству социальных объектов. И без поддержки со стороны федерального бюджета, без поддержки такого механизма, как Дальневосточной концессия, такие проекты мы реализовать не сможем. Ну, вот сейчас, допустим, район Снеговой Пади – там 4000 детей нужно обеспечить местами в школах. Вот школа на 1125 мест, так мы хоть какой-то социальный взрыв, ну, так скажем, предотвратили», – пояснил Блохин.
В целом пакет концессионных предложений в регионе состоит из 13 проектов на 70 млрд рублей, реализовано только два.
«Отдельно хотелось бы сказать – понимаю прекрасно, что сейчас с учётом увеличения ставки рефинансирования без ДВК и поддержки по инфраструктурным обязательствам процентная ставка может составлять 15-16% годовых. Ясно, что за такие проценты там такое удорожание происходит, что о какой концессии может идти речь. И здесь спасает механизм инфраструктурных обязательств. Он как никогда кстати, и хотелось бы сделать предложение коллегам. Уже сказали о том, что у ДОМ.РФ сейчас привязка идёт к жилищному строительству. Но у нас достаточно много проектов в сфере туризма заявляется. И предлагаем всё-таки для Дальнего Востока сделать исключение, посмотреть именно на поддержку не только жилищных проектов. Такие инвесторы у нас есть, и хотели бы, чтобы нас поддержали в этом плане», – отметил Андрей Блохин.
Заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков, который, кстати, стоял у истоков появления концессионного механизма в его современном виде, поблагодарил Приморье за проект «Белая гора».
«Я всегда думал, что концессия с её механизмами должна быть использована в сложных комплексных проектах. Она позволяет собрать в одну корзиночку абсолютно разные объекты, те, которые генерируют выручку, и те, которые являются чистыми затратами. Вот «Белая гора» – это как бы исполнение моей мечты в некотором смысле, когда в один финансовый контур были сложены объекты и хорошо окупаемые, и объекты инфраструктурные, которые практически не окупаемые, которые традиционно просто уходят на баланс государства. Допустим канатная дорога – она полностью на балансе государства, она почти не окупаемая. А рядом бизнес строит себе отели и всё остальное. И вот это яркий пример того, как, на мой взгляд, должно делаться, когда всё это сбалансировано в одном финансовом контуре, что позволяет комплексно и синхронизированно с единым пулом кредиторов и исполнителей воссоздать большой курорт, которого раньше не было. Спасибо вам большое за проект, за ту работу, которую вместе с инвестором провели. Очень крутая история!»
К слову, на этой же сессии Валерий Ерёмин, генеральный директор ООО «Системные концессии», анонсировал некий проект в Приморье, но больше ничего про него не сказал. Соглашение планируют подписать 12 сентября на ВЭФ. Сейчас компания строит детский лагерь в селе Бычиха Хабаровского края.