Изменения курсов, параллельный импорт, индексация утильсбора, приход брендов Китая – это лишь часть событий, которые оказали как прямое, так и косвенное влияние на цену автомобилей и спрос на рынке за последние три года. Рынок подержанных автомобилей стал более закрытым, а средний возраст авто поднялся ещё на год и теперь составляет 15 лет. Как менялся рынок и что больше влияет на конечную стоимость авто, рассказали аналитики автомобильного портала Дром.
Кризис полупроводников 2021 года затронул сферу автопромышленности во всём мире – замедлилось производство, рынок ощутил нехватку новых авто. В это же время, в период пандемии, люди чаще приобретали машины, эта тенденция продолжалась в следующем году.
«В 2022 году мы увидели высокий спрос на автомобили в марте – цены на новые авто начали быстро расти, вслед за ними стали дорожать беспробежные машины и б/у автомобили с пробегом. В 2023 году рынок России официально покинули многие бренды, востребованные модели начали ввозить по программе параллельного импорта, что также повлияло на их конечную цену и общую ситуацию на рынке», – объясняет аналитик Дрома Сергей Лагурев.
Китайские модели, которые активно начали занимать свободные места, сначала привлекали стоимостью, но так же быстро начали расти в цене как из-за курса, так и по причине большого спроса. В первом полугодии 2023 года рубль ослабевал, и одновременно цены на автомобили поднимались. В августе 2023 года после ограничения экспорта ряда категорий японских автомобилей и индексации утилизационного сбора также произошёл рост цен.
«В значительной степени б/у авто, импортируемые из Японии, приобретают жители Дальнего Востока и Сибири – основной статистикой объявлений из этих регионов мы располагаем. Вслед за беспробежными б/у стали расти цены и на б/у с пробегом по стране. Очередная индексация утильсбора в октябре 2024 года также способствовала повышению конечных цен. Спрос за последний год перераспределился относительно 2023 года – покупатели переходят на более бюджетные варианты, хотя и они также растут в цене», – уточняет эксперт.
Средняя цена предложения на рынке беспробежных б/у автомобилей с июля по ноябрь 2023 года пошла вверх с 1,7 до 2,4 млн рублей, далее рост прекратился, и сейчас средняя отметка держится в районе 2,5 млн рублей. Если говорить про б/у автомобили с пробегом по стране, то цена росла плавно с июля 2022 года по февраль 2024 года с 1 до 1,6 млн рублей, после февраля происходил плавный спад средней стоимости до 1,4 млн рублей.
Рынок растёт вопреки
С начала 2024 года на сайтах продаж автомобилей наблюдается рост количества объявлений о продаже автомобилей. Общее количество объявлений о продаже после просадки в начале 2024 года выросло на 30% за год. Самый сильный рост наблюдался на рынке новых авто в 2023 году – 50% благодаря приходу китайских брендов.
«После резкого падения спроса на автомобили с августа по декабрь 2023 года в начале 2024 года спрос на автомобили стал немного восстанавливаться, но сейчас вновь снижается. В декабре-январе мы будем наблюдать самый низкий спрос на авто за последние пять лет», – отметил аналитик портала Дром Игорь Олейников.
После объявления в 2023 году очередной индексации утильсбора и ограничения ввоза из Японии количество предложения беспробежных автомобилей упало в два раза с июля 2023 года и продолжает снижаться. Однако наблюдается рост в категориях «под заказ» и «в пути» с августа 2023 года также в два раза.
«Это говорит о том, что покупатели стали чаще индивидуально заказывать автомобили для личного пользования. По сравнению с общим количеством продаваемых автомобилей этот рост незначительный. Рост продаж с августа 2023 года идёт вверх во многом благодаря рынку б/у автомобилей – он увеличился вдвое, но в октябре резко упал вниз. Средний возраст машины вырос на год и составляет уже более 15 лет», – уточнил эксперт.
Рост курса доллара повлиял на весь рынок, однако покупатели всё ещё выбирают японские б/у автомобили, поскольку общая экономическая ситуация не даёт возможности большинству желающих купить машину за 2 млн рублей, а это стартовая цена предложений в разрезе новых авто, в том числе и из Китая.
«Поскольку на рынке б/у автомобилей стоимость определяет спрос, из-за ограниченного объёма, то и цена снижается в связи с большим спросом. Цены на новые модели зависят как от себестоимости и сопутствующих услуг, так и от повышения утильсбора, поэтому идут вверх, но спрос на них небольшой из-за ограниченной покупательской способности – многим они просто не по карману», – объясняет Игорь Олейников.
Китайцы заняли нишу, японцы всё ещё первые
По разнообразию рынка можно сказать, что после прихода китайских брендов в 2023 году они уверенно заняли свою нишу к началу 2024 года, чуть потеснив корейские, японские бренды и модели из ЕС, однако общее процентное соотношение этих моделей на рынке осталось неизменным. Япония – 45%, ЕС – 15%, Корея – 10%, Китай – 15%, Россия – 15%. Данное разнообразие рынка характерно для регионов Дальнего Востока, Сибири и частично Урала, где японские модели сейчас сохраняют свою долю в большей степени благодаря рынку б/у автомобилей, в том числе и беспробежных.
Ситуация разнообразия марок больше отразилась на рынке новых автомобилей. Если в 2022 году китайские автомобили занимали 15% рынка, то к концу 2024 года – 65%, сильно вытеснив японские, корейские марки и новые авто из ЕС. Это и стало причиной общего числа роста объявлений о продаже.
Китайские бренды в основном вошли в Россию с кроссоверами, после пытались ввозить марки типа седан – мы видим в 2023 году рост количества таких объявлений (почти 20% от общего), однако из-за непопулярности в марте 2024-го он пошёл на спад (10% от общего). Лидером остаётся внедорожник – и занимает более 85% объявлений о продаже.