Лососевая путина 2024 года фактически стала худшей за последние 20 лет – более низкий результат ранее был зафиксирован в 2004 году. Прогнозы ученых не оправдались – на Дальнем Востоке было добыто на 27% меньше лососей, чем планировали. По оценкам отраслевой науки, к такому результату привел ряд факторов, но главным среди них стал климатический сдвиг: так, значительная часть нагульных акваторий горбуши «перегрелась», а на севере, наоборот, более серьёзным оказалось похолодание. Этот вопрос обсуждали на заседании Дальневосточного бассейнового научно-промыслового совета во Владивостоке, председателем которого выступил руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков.
В этом году на Дальнем Востоке было добыто 235 тысяч тонн тихоокеанских лососей, при прогнозных оценках в 320 тысяч тонн. С середины 2010-х годов основу улова формирует Камчатский край, и в этом раз добыча в акваториях региона была наиболее масштабной – 130,8 тысяч тонн (55% от всех дальневосточных уловов лососей). При этом превзошла оценки ученых только нерка (+34,3%), а наиболее заметно «просела» кета (-43,5%). Сахалинская область и Хабаровский край добыли по 53,6 и 39,9 тысяч тонн соответственно. Чукотка, Магадан и Приморье вместе выловили около 11 тысяч тонн.
О том, что привело к плачевным итогам путины, говорил Кирилл Колончин, директор Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО). И начал он с того, что мы живем в эпоху потепления климата – так, 2024-й грозится стать самым тёплым годом за историю наблюдений. Примечательно, что в арктических регионах, к которым географически можно отнести Чукотский автономным округ, наблюдается усиление прогрева летом и возрастание вымораживания зимой – так как холодный период года там длиннее, то климатические изменения приобрели характер похолодания. На сегодня в северном регионе существенно изменился гидрологический режим нерестовых рек: например, изменения климата вызывают осенние паводки в период личиночного развития дочернего поколения и поздний прогрев морского прибрежья в период выхода молоди.
«Эта ситуация не уникальна: ранее подобные изменения были в конце 80-х и 2000-х годов. Таким образом, наблюдаемая деградация запасов кеты и горбуши в Чукотском автономном округе является следствием региональной перестройки климата. Помимо Чукотки из-за изменений гидрологического режима рек и морского прибрежья снизились уловы тихоокеанских лососей и в арктических промысловых районах Аляски. <...> В 2024 году здесь суммарно добыли 9 т кеты и 3 т горбуши – это 1% и 4% от прогноза, соответственно», – говорит Кирилл Колончин.
Но, как было сказано выше, падение уловов лосося наблюдается не только на Чукотке и Аляске, а по большинству регионов ДФО. Предыдущая подобная ситуация, по информации ВНИРО, сложилась в 2020 году – тогда причиной стал перегрев восточной части нагульной акватории тихоокеанских лососей, что повлекло за собой каскад изменений в морских и прибрежных сообществах. Среди прочего такая тенденция приводит к развитию мощных «красных приливов», которые тоже влияют на миграцию лососей – примером подобного явления служит громкий случай с гибелью морских обитателей, произошедший в 2020 году на юго-востоке Камчатки. Активный прогрев мирового океана продолжается и сегодня.
«Вследствие потепления климата активный перегрев поверхности океана охватил более половины нагульных акваторий восточно-камчатской горбуши и практически всю нагульную акваторию сахалинских и прочих российских стад горбуши. <...> В сравнении с последними десятью годами, в 2023-2024 годы в Беринговом море и Тихом океане площадь, пригодная для нагула российских стад горбуши, снизилась на 10-20%, соответственно», – пояснил Кирилл Колончин.
В поисках более комфортной температуры горбуша, видимо, мигрировала на северо-восток. При этом увеличение плотности особей в этих районах могло сопровождаться усилением конкуренции за кормовые ресурсы. Рыба гибла, и в итоге пострадали ее уловы на северо-востоке Камчатки и на Сахалине. Учёные отмечают, что не везде климатический сдвиг приводит к «перегреву» акваторий – так, в северной периферии Берингова моря, наоборот, наблюдается заметное остывание.
В целом эффект активного прогрева моря и связанное с ним ослабление Курильского течения имеет и положительные последствия – а именно, смещение скоплений других массовых видов рыб в прикурильские воды Тихого океана. Это позволило России второй второй года подряд преодолеть рубеж по вылову сардины в полмиллиона тонн. В этом плане нам повезло больше, чем соседней Японии, где перегрев вод сопровождается существенным снижением вылова целого ряда биоресурсов.
«Можно ли было заранее определить сценарий развития лососевой путины 2024 года и своевременно скорректировать прогнозные оценки? Я скажу, что ответ: «Нет, нельзя», – заявил Колончин.
Он сослался на то, что при построении прогнозов наука опиралась на классические методы выполнения расчетов, а также учитывала сложившуюся климатическую обстановку и краткосрочную перспективу её развития. Однако фактор неопределенности крылся в векторе среднесрочного развития климата. Глава ВНИРО предложил в будущем уточнить модели, используемые при оценке кратких и среднесрочных перспектив промысла, дополнить их. Также он сообщил, что ученые начали работать над моделью «синтетического прогнозирования» – с использованием искусственного интеллекта. На сегодня отраслевая наука уже готовится к путине 2025 года, но предсказывать ее результаты будет только весной.
Как и следовало ожидать, плохая путина уже привела к подорожанию на приморских прилавках как красной рыбы, так и красной икры.